Прочитайте фрагменты произведения «Гамлет» В. Шекспира, посмотрите на предложенные иллюстрации картин П. Брейгеля. Вы можете выбрать два из трех представленных произведений, а можете работать со всеми произведениями. Внимательно изучите предложенные вам источники и, опираясь на следующие вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое связное рассуждение (170-190 слов) на тему «Осмысление мира и человека в искусстве Северного Возрождения».
Гуманизм эпохи Возрождения – мировоззрение, в центре мира которого - и Бог, и человек, но с преобладанием человека. Человек при этом может быть и добрым, и злым, но преобразовать земной мир. Как называется гуманизм Северного Возрождения? Каким изображен человек и человечество в предложенных ниже примерах художественных произведений? Почему?
Какие проблемы ставит В. Шекспир в своем произведении?
В чем трагизм Гамлета? Правильно ли то, что он соглашается мстить?
Какую роль в изображении на представленных картинах имеет замкнутое и открытое пространство? Какой ракурс героев и точку зрения на мир изображает художник? Почему некоторые герои смотрят на нас, а некоторые не видят или не могут видеть? Что Брейгель хочет этим сказать?
Найдите в тексте и на картине П. Брейгеля тему зрения и слепоты человечества. Что имеют ввиду авторы? Как проблема духовного зрения вписана в концепцию всего произведения Шекспира? Какая центральная тема живописи П. Брейгеля?
Производя́щее хозя́йство — хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 — 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры одомашнивания животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в развитии хозяйства. Повысилась производительность труда и появилась возможность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота. С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства постепенно возникает социальное расслоение, раннеклассовые отношения, в частности рабовладельческие и феодальные. Появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен между разными этносами и историко-культурными регионами, сформировались различные хозяйственно-культурные типы как на основе ручного труда в земледелии, так и на основе использования тягловой силы скота при обработке полей, что явилось следующим важным этапом в хозяйственно-культурном развитии человечества.
См. также
Столь же педантичному контролю подвергались и учебные заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание, в целях пресечения малейшего свободомыслия, вести в строгом православно-монархическом духе. Рескриптом, изданным в 1827 г. , царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший средние и низшие звенья народного образования. Между существовавшими типами школ (одноклассное приходское училище, трехклассное уездное училище, семиклассная гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась, поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные учебные заведения находились под жестким надзором Министерства народного просвещения. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, которые и высшая бюрократия, и сам царь не без оснований считали рассадником "своеволия и вольнодумства". Устав 1835 г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности. Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. министром народного просвещения С. С. Уваровым теория официальной народности, базировавшейся на трех принципах: православие, самодержавие и народность. В духе этой теории, обосновывавшей соответствие существующих порядков русской национальной традиции, строилось преподавание в учебных заведениях. Теория официальной народности активно пропагандировалась в прессе и литературе.
Следует отметить, что, взяв на вооружение теорию официальной народности, Николай I решительно боролся с любыми отклонениями от православия. Весьма крутые меры принимались против старообрядцев, у которых отбирались молитвенные здания, недвижимость и т. п. Дети "раскольников" насильственно зачислялись в школы кантонистов. Такая "защита" интересов официального православия не шла, однако, последнему на пользу. Православная церковь при Николае I окончательно превратилась в составную часть бюрократической машины. Синод все больше становился "ведомством православного исповедания", управлявшимся светским должностным лицом - обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета церкви.