Прочитайте текст и ответьте на во Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Много было интересных «глиняных» книг в библиотеке Древнего Вавилона. Но не было ни одной такой большой и богатой, как библиотека царя Ашшурбанапала в Ниневии. Царь выучился в школе при храме, умел читать древние тексты, то есть был образованным. Он дорожил книгами и берег их от сырости. Во все концы страны он разослал писцов, чтобы из вавилонских библиотек выбрать самые интересные книги и списать с них весь текст. Некоторые таблички были очень древними и написаны на шумерском языке. Чтобы их прочесть, писцов готовили по специальным учебникам.
Книги были самого разнообразного содержания: по медицине, математике, сельскому хозяйству, религии, культуре и многие другие. И после покорения Ассирией вавилоняне сохраняли свои библиотеки. Собранные во дворце книги Ашшурбанапал разместил в ящики по разделам. После смерти Ашшурбанапала вавилонские и мидийские войска ворвались в Ниневию. Дворец был объят пламенем, вся библиотека рухнула вниз, но книги не сгорели. От обжига огнем они стали крепче и не боялись сырости. Засыпанные пеплом, песком и землей они пролежали так более 2500 лет.
а) Вспомните, как называлось особое письмо Междуречья, которым исписаны глиняные таблички.
б) Почему, по вашему мнению, Ашшурбанапал собирал книги, а не уничтожал их наряду с другими достижениями завоеванных народов?
в) Какие знания из собранных книг мог получить Ашшурбанапал?
г) Какая судьба постигла библиотеку? Почему книги уцелели при пожаре?
д) В чем важность сохранившихся глиняных книг для современных ученых?
Эпоха Возрождения – эпоха таких философов и политиков, как Никколо Макиавелли, Франсуа Рабле, Эразма Роттердамского, Франческо Петрарка.
Конец 13-14 века – проторенессанс
15 век – ранний Ренессанс
Конец 15 – начало 16 веков – высокий Ренессанс
Сер. И втор. Половина 16 века – поздний Ренессанс
Происходит секуляризаация культуры, и основное внимание переходит на проблемы земного бытия, отрывается индивидуальность, личность становится культурной и жизненой ценностью, осуществляется переход от теоцентризма к антропоцентризму, общество отказывается от схоластики. Кроме того, античная древность признается высшей культурной ценностью.
Родоначальником гуманизма является Франческо Петрарка, который был главой старшего поколения гуманистов. Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости», Томас Мор и его «Утопия», Франсуа Рабле и его «Гаргантюа и Пантагрюэль», Мишель Монтель и его «Опыты», Уильям Шекспир и его популярнейшие произведения, Мигель Сервантес и его «Дон Кихот» - все они представители гуманисты.
Гуманизм – фундамент эпохи Возрождения. Гуманизм – идейное течение, которое выдвигает человека и науку о человеке на первый план. Поэтому важнейшней составляющей философии становится самопознание.
Параграф 8-9. Мир художественной культурыСознание людей изменилось, и поэтому в этот период случился подъем живописи. Эпоха Возрождения – эпоха таких художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Одновременно происходит и развитие науки, такими учеными, как Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Главные черты живописи этой эпохи:
• изображается трехмерная композиция
• применяется линейная перспектива
• важны натурализм и подражание природе, проявляется интерес к анатомии человек
• художник становится ремесленником
• живопись вытесняет иконопись
• появился портрет
• круглая и обнаженная скульптура
В этот период родились такие произведения, как «Поцелуй Иуды», «Бегство в Египет», «Путь на Голгофу» Джотто ди Бондоне, «Эмбрион человека» и «Витрувианский человек», «Мона Лиза» и «Дама с горностаем», фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Давид» и фреска «Страшный суд» Микеланджело Буанарроти, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, «Охотники на снегу» Питера Брейгеля.
Культура сформировалась в Италии, и уже оттуда распространилась по Европе.
Параграф 10. Рождение новой европейской наукиПредпосылкой развития науки послужили Великие географические открытия. Отсюда появился рост городов, мануфактурное производство стало развиваться, торговые связи между странами усилились.
Большие успехи были сделаны в астрономии, но и вдругих естественных науках, начиная с 15-17 веков.
Главными учеными эпохи Возрождения являются Николай Коперник, который открыл гелиоцентрическую систему миру, сменившую геоцентрическую, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, который сформулировал закон движения планет по орбитам, Андреас Везалий, Уильям Гарвей, который был основоположником научной анатомии, Мигель Сервет, развивавшего медицину и анатомию.
В это время в математике происходит выделение тригонометрии и аналитической геометрии. Благодаря работам и трудам Андреаса Везалия, основоположника научной анатомии Уильяма Гарвея, основоположника эмбриологии и физиологии Мигеля Сервета вперед шагнули медицина и анатомия.