Прочитайте текст и проанализируйте значимость Атлахской битвы. ( ) Атлахская или Таласская битва состоялась в Средней Азии, в районе реки Талас (недалеко от современного города Тараз в Казахстане). Битва произошла в июле 751 года Китайская армия, насчитывавшая вначале 30 тысяч воинов, к началу сражения также выросла до 100 тысяч. Четверо суток армии стояли друг против друга, не решаясь вступить в сражение. Роды карлуков заняли выжидательную позицию, и пока не вмешивались в конфликт. На пятый день в разгар битвы карлуки, позабыв о внутренних противоречиях с тюргешами и другими родами, вступили в бой против древнего врага степняков китайцев, и ударили во фланг танской армии генерала ГауШиянжи, что и привело к победе. Китайская армия дрогнула и обратилась в бегство. Китайцам пришлось обратиться в бегство.
Битва положила конец продвижению на запад границ Танской империи. После Атлахской битвы китайская армия была вынуждена окончательно покинуть Семиречье. Арабы тоже не смогли удержаться в Таласской долине и отступили в Шаш. Итогом Таласской битвы стало и то, что карлуки создали свое независимое государство, а уйгуры восстановили свое государство в Восточном Туркестане. Благодаря мудрой политике тюркских правителей, удалось избежать политической зависимости от Арабского Халифата и Китайской империи. Одним из важных последствий битвы стало начало бумажного производства в Самарканде, так как среди пленных были китайские мастера, знавшие секреты изготовления шёлковой бумаги, до этого момента державшиеся в Китае в строжайшей тайне. По письменным источникам известно об увеличении числа городов на нашей территории после VIII века. Усиление роли Великого Шелкового Пути через города Жетысу и Южного Казахстана позволило повысить экономику. Атлахская битва распространению ислама в Центральной Азии. На смену древнетюркской письменности пришло арабское письмо и грамматика, наши народы приобщились к арабской культуре, а через нее и к мировой, став составной ее частью. Тюрки через исламскую (арабскую) культуру смогли выйти на более широкие горизонты, одним из значительных результатов чего явилось появление такого мыслителя мирового масштаба, как великий ученый, философ и поэт Аль-Фараби, прозванный в ученом мире «Вторым учителем» после Аристотеля. Другой крупнейшей фигурой мусульманского ренессанса стал выдающийся ученый-врач, ставший одним из основателей канонов мировой медицины Ибн-Сина (Авиценна). Кроме них появилась целая плеяда великих мыслителей тюркского происхождения Махмуд Кашгари, Юсуп Баласагуни, переводчик и составитель священной книги мусульман, записавший и систематизировавший хадисы (главы) Корана Аль-Бухари, еще при жизни прослывший святым Ахмет Яссауи и многие другие.
Политическая значимость:
1.
2.
Культурная значимость:
1.
2.
Экономическая значимость:
1.
2.
Вывод:
В концеXIX - начале XX в. положение рабочих и крестьян оставалось тяжелым. Рабочий день на фабриках и заводах длился 10–12, на рудниках и приисках — 14–16 часов. Заработная плата была низкой — 10–14 рублей в месяц. Ее снижали многочисленные штрафы, которым подвергались рабочие при малейшем нарушении «порядка» на предприятиях. За одну и ту же работу женщины и подростки получали значительно меньше, чем мужчины. Трудились рабочие в тесных, задымленных и грязных помещениях. Жили в глинобитных домах и землянках.
Жестокое угнетение рабочего класса приносило капиталистам колоссальные прибыли. Содержание 500 рабочих лесопильного завода стоило акционерам «Орлеса» 74 тыс. , а ежегодный доход от эксплуатации их труда равнялся 600–700 тыс. рублей.
Экономический кризис 1900–1903 гг. ухудшил положение пролетариата. Были временно остановлены доменные печи на Авзяно-Петровских, Белорецком, Тирлянском и других заводах. Каждый третий рабочий, занятый в горнодобывающей и металлургической промышленности, стал безработным.
Гнет эксплуататоров и политическое бесправие поднимали рабочих на борьбу. Стачки и забастовки стали привычным явлением.
Нелегким было положение крестьян. Крестьяне находились в зависимости от помещиков, часто вели свое хозяйство устарелыми традиционными
Рост сельского населения в начале XX в. уменьшили размеры земельных наделов крестьянства. В 1904 г. за крестьянами числились млн. рублей недоимок по государственным налогам и выкупным платежам. Они начинают открыто протестовать против существующих порядков.
В феврале 1956 года состоялся XX съезд КПСС, на котором, помимо всего прочего, было принято решение о переводе железных дорог на перспективные виды тяги — дизельную и электрическую. С этого момента были прекращены все работы по проектированию новых паровозов и прекратились поставки отечественных магистральных паровозов. Но выпуск уже находящихся в производстве промышленных и маневровых паровозов продолжался ещё несколько лет. Так, Муромский завод им. Ф. Э. Дзержинского продолжал выпуск паровозов серии 9П до 1957 года. Воткинский паровозостроительный завод продолжал выпуск узкоколейного паровоза серии ВП4 вплоть до 1960 года. До 1957 года заводами MAVAG (Венгрия) и Х. Цегельского (Польша) по заказу СССР продолжалось производство паровозов серии Эр.
В большинстве стран оставшиеся паровозы эксплуатировались до середины 1970-х, за это время они, в основном, были уничтожены, небольшая часть — оставлена в резерве на случай энергетического кризиса, а единицы переданы в музеи или на туристические маршруты.
В США и Великобритании строительство паровозов практически прекратилось в конце 40-х годов. В Китае строительство паровозов завершилось в 1999 году