Прочитайте текст и вставьте пропущенное слово. Дворянин, получивший . дважды в год должен был явиться на смотры вконно, людно и оружно. Неявка на службу или уклонение от неё наказывались изъятием___. Его нельзя было продать, подарить или заложить
Пелопонне́сская война́ (431—404 до н. э. ) — военный конфликт в Древней Греции, в котором участвовали, с одной стороны, Афины и их держава, и Пелопоннесский союз под предводительством Спарты с другой.
Между Афинами и Спартой давно существовали противоречия. В немалой степени они были обусловлены различным политическим устройством государств. Афины представляли собой демократию, тогда как в Спарте власть находилась в руках олигархии. В полисах, входивших с ними в союз, обе стороны старались утвердить аналогичный собственному государственный строй. Кроме того, политические противоречия усугублялись принадлежностью к различным народностям: так, афиняне (как и бо́льшая часть их союзников) были ионийцами, тогда как спартанцы и, в свою очередь, их союзники — в основном дорийцами.
Традиционно Пелопоннесская война делится историками на два периода. В первый период («Архидамова война» ) спартанцы предпринимали регулярные вторжения в Аттику, в то время как Афины использовали своё преимущество на море для рейдов на побережье Пелопоннеса и подавления любых признаков недовольства в своей державе. Этот период закончился в 421 году до н. э. с подписанием Никиева мира. Договор, однако, был вскоре нарушен возобновившимися стычками в Пелопоннесе. В 415 г. до н. э. Афины отправили экспедиционные силы в Сицилию для атаки Сиракуз. Атака закончилась сокрушительным поражением афинян; экспедиционные силы были полностью уничтожены. Это привело к заключительной фазе войны, обычно её называют Декелейской или Ионийской войной. В её ходе Спарта, получив внушительную поддержку от Персии, построила значительный флот. Это позволило ей оказать зависимым от Афин государствам в Эгейском море и в Ионии, подрывая мощь Афинской державы и окончательно лишая Афины превосходства на море. Уничтожение афинского флота при Эгоспотамах (405 г. до н. э. ) не оставило афинянам шансов на продолжение войны, и в следующем году Афины сдались. Первый период конфликта носит в историографии традиционное название Архидамовой войны, по имени спартанского царя Архидама II, командовавшего объединёнными силами Пелопоннесского союза.
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, процесс создания кр. машинного произ‑ва, переход от агр. об‑ва к индустриальному. В Башкортостане И. началась в 70‑е гг. 19 в. в горнозаводской промышленности, сопровождалась созданием акционерных обществ и компаний, проникновением иностр. (англ., бельг., франц.) капитала. Получают развитие металлургич. з‑ды, прииски и рудники; строятся новые цеха, модернизируется оборудование. Кричный получения железа заменяется пудлинговым, внедряются бессемеровские конверторы и мартеновские печи. В результате за 1860—89 выплавка чугуна выросла в 2,3 раза, стали — почти в 18, произ‑во железа — в 1,4, добыча золота — в 1,5 раза. И. в горнозаводской отрасли ускоряется в 90‑е гг. 19 в. в связи со стр‑вом Самаро-Златоустовской жел. дороги. Значит. развитие получают фабрично-заводская пром‑сть (3‑е место по объёму валовой продукции по Уралу), пищевая промышленность, кирпичное, кожевенное и суконное произ‑ва, транспорт. Начало новому этапу И. было положено пост. СНК СССР “О развитии промышленности Башкирской АССР" от 28 окт. 1930, согласно к‑рому в Башкортостане осуществлялось стр‑во з‑дов, ф‑к, в т.ч. цветной металлургии. В 1929—32 в Уфе основаны Уфим. спичечная ф‑ка им. 1 Мая (см. “Уфимские спички”), Центр. электростанция (ЦЭС). В 1933—35 образован Уфим. пром. Комплекс, состоящий из Уфимского фанерного комбината, бум. ф‑ки, лесопильного з‑да и Баш. з‑да дубильных экстрактов (см. “Дубитель”). В 1931 в с.Богородское Уфим. р-‑на началось стр‑во з‑да комбайновых моторов (см. УМПО), в 1932 — Ишимбайского нефтепромысла. Всего за 1‑ю пятилетку было построено 35 новых з‑дов, ф‑к, электростанций. Выпуск валовой продукции пром‑сти увеличился в 2 раза, её доля в нар. х‑ве возросла (в 1928 — 21%, 1932 — 50%). В 1933—42 возникли новые отрасли машиностроения), проведено техн. перевооружение старых пр‑тий, железнодорожного транспорта, обновлён речной транспорт и т.д. Были сооружены нефтепровод Ишимбаево—Уфа, ж.д. Уфа—Ишимбаево, Ишимбайский нефтеперегонный и Уфим. крекинг-з‑ды, освоено произ‑во авиационных двигателей; дальнейшее развитие получили чёрная металлургия, цв. металлургия, деревообрабатывающая промышленность. К 1942 на долю построенных и реконструир. пр‑тий приходилось ок. 93% пром. продукции. И. определила ускоренную урбанизацию, привела к росту числ. рабочих и служащих, повышению уровня жизни и образования и т.д. Особенностью И. в Башкортостане было сочетание мощной пром‑сти с развитым кр. сел. хозяйством.
Между Афинами и Спартой давно существовали противоречия. В немалой степени они были обусловлены различным политическим устройством государств. Афины представляли собой демократию, тогда как в Спарте власть находилась в руках олигархии. В полисах, входивших с ними в союз, обе стороны старались утвердить аналогичный собственному государственный строй. Кроме того, политические противоречия усугублялись принадлежностью к различным народностям: так, афиняне (как и бо́льшая часть их союзников) были ионийцами, тогда как спартанцы и, в свою очередь, их союзники — в основном дорийцами.
Традиционно Пелопоннесская война делится историками на два периода. В первый период («Архидамова война» ) спартанцы предпринимали регулярные вторжения в Аттику, в то время как Афины использовали своё преимущество на море для рейдов на побережье Пелопоннеса и подавления любых признаков недовольства в своей державе. Этот период закончился в 421 году до н. э. с подписанием Никиева мира. Договор, однако, был вскоре нарушен возобновившимися стычками в Пелопоннесе. В 415 г. до н. э. Афины отправили экспедиционные силы в Сицилию для атаки Сиракуз. Атака закончилась сокрушительным поражением афинян; экспедиционные силы были полностью уничтожены. Это привело к заключительной фазе войны, обычно её называют Декелейской или Ионийской войной. В её ходе Спарта, получив внушительную поддержку от Персии, построила значительный флот. Это позволило ей оказать зависимым от Афин государствам в Эгейском море и в Ионии, подрывая мощь Афинской державы и окончательно лишая Афины превосходства на море. Уничтожение афинского флота при Эгоспотамах (405 г. до н. э. ) не оставило афинянам шансов на продолжение войны, и в следующем году Афины сдались.
Первый период конфликта носит в историографии традиционное название Архидамовой войны, по имени спартанского царя Архидама II, командовавшего объединёнными силами Пелопоннесского союза.
В Башкортостане И. началась в 70‑е гг. 19 в. в горнозаводской промышленности, сопровождалась созданием акционерных обществ и компаний, проникновением иностр. (англ., бельг., франц.) капитала. Получают развитие металлургич. з‑ды, прииски и рудники; строятся новые цеха, модернизируется оборудование. Кричный получения железа заменяется пудлинговым, внедряются бессемеровские конверторы и мартеновские печи. В результате за 1860—89 выплавка чугуна выросла в 2,3 раза, стали — почти в 18, произ‑во железа — в 1,4, добыча золота — в 1,5 раза. И. в горнозаводской отрасли ускоряется в 90‑е гг. 19 в. в связи со стр‑вом Самаро-Златоустовской жел. дороги. Значит. развитие получают фабрично-заводская пром‑сть (3‑е место по объёму валовой продукции по Уралу), пищевая промышленность, кирпичное, кожевенное и суконное произ‑ва, транспорт.
Начало новому этапу И. было положено пост. СНК СССР “О развитии промышленности Башкирской АССР" от 28 окт. 1930, согласно к‑рому в Башкортостане осуществлялось стр‑во з‑дов, ф‑к, в т.ч. цветной металлургии. В 1929—32 в Уфе основаны Уфим. спичечная ф‑ка им. 1 Мая (см. “Уфимские спички”), Центр. электростанция (ЦЭС). В 1933—35 образован Уфим. пром. Комплекс, состоящий из Уфимского фанерного комбината, бум. ф‑ки, лесопильного з‑да и Баш. з‑да дубильных экстрактов (см. “Дубитель”). В 1931 в с.Богородское Уфим. р-‑на началось стр‑во з‑да комбайновых моторов (см. УМПО), в 1932 — Ишимбайского нефтепромысла. Всего за 1‑ю пятилетку было построено 35 новых з‑дов, ф‑к, электростанций. Выпуск валовой продукции пром‑сти увеличился в 2 раза, её доля в нар. х‑ве возросла (в 1928 — 21%, 1932 — 50%). В 1933—42 возникли новые отрасли машиностроения), проведено техн. перевооружение старых пр‑тий, железнодорожного транспорта, обновлён речной транспорт и т.д. Были сооружены нефтепровод Ишимбаево—Уфа, ж.д. Уфа—Ишимбаево, Ишимбайский нефтеперегонный и Уфим. крекинг-з‑ды, освоено произ‑во авиационных двигателей; дальнейшее развитие получили чёрная металлургия, цв. металлургия, деревообрабатывающая промышленность.
К 1942 на долю построенных и реконструир. пр‑тий приходилось ок. 93% пром. продукции. И. определила ускоренную урбанизацию, привела к росту числ. рабочих и служащих, повышению уровня жизни и образования и т.д. Особенностью И. в Башкортостане было сочетание мощной пром‑сти с развитым кр. сел. хозяйством.