Прочитайте текст клятвы. «Я клянусь быть верным государю и великому князю и его государству. молодым князьям и великой княгине и не молчать о всём дурном, что я знаю, слыхал или услышу, что замышляется тем или другим против царя или великого князя, его государства. молодых князей и царицы. Я клянусь не есть и не пить вместе с земщиной и не иметь с ними ничего общего. И на этом целую крест».
Отметьте правильные ответы.
А). Кто давал такую клятву?
1.стрельцы
2.губные старосты
3.дьяки
4.опричники
Б). Когда произошло описываемое событие?
1.1537 г.
2.1547 г.
3.1557 г.
4.1567 г.
В). Как введение опричнины повлияло на внутреннюю и внешнюю политику?
1. Россия выиграла Ливонскую войну
2. начался экономический расцвет
3. были заложены истоки Смутного времени
4. началось постепенное освобождение крестьян от крепостной зависимости
В период рабовладения, когда христианство только возникло, оно стало отдушиной для угнетенных народов. Постепенно эта религия превращалась в мощное орудие для власти. Христианство принимали не только угнетенные, но и совершенно сознательно и богатое население исповедующих эту веру стран. Восточные славяне жили в совершенно иных условиях. Элемент искупления остался им чужд. Уже позднее произошло постепенное слияние « днепровской религии с византийским христианством». Это случилось тогда, когда церковь взамен языческим культурам выдвинула своих и взяла часть языческих обрядов в христианство, наделила ангелов «специальными функциями», а болезни и несчастья она приписала действию бесов, для борьбы с которыми были составлены особые церковные заклинания. «Наконец, византийские погребальные обряды с учением о бессмертии души и воскресении легко соединились с первобытным культом мертвых».
В самой Киевской Руси принятие христианства привело к смягчению нравов: на грабеж и убийство стали смотреть как на величайшие грехи, в то время, как в языческие времена они считались признаками доблести. Вспомним: Владимир, прежде чем сесть на киевский постол, убил двух своих братьев. Его никто не осудил, более того- его поступки считались правильными. Но уже после смерти Владимира убийство Святополком Окаянным детей Анны Бориса и Глеба сделали первого презренным князем, а его убитых братьев – святыми.
Бедные получили духовное утешение: ведь это они, а не знать, были любимцами Бога, их полный лишний путь прямо в рай. Одновременно христианство освящало и власть монарха: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога».
Огромное значение оказывало православие на формирование менталитета древнерусского общества. В отличие от католичества, оно в большей мере было художественно- культурной, этической системой ценностей, чем политической. Православную церковь характеризовала свобода внутренней жизни и устраненность от светской власти. Православное мировоззрение – понимание смысла жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве, коллективном движении к лучшему будущему, социальной справедливости. Неудивительно поэтому, что для русского человека духовность всегда значит больше, чем рационализм и политизированность.
В начале XIX века уже само царское правительство осознало вред крепостного права и пыталось найти пути решения "крестьянского вопроса". Но оно смогло пойти на отмену крепостного права только в 1861 г. Налицо были причины, заставившие помещиков и правительство пойти на эту меру. В экономической сфере - нарастание, как было ранее отмечено, кризиса помещичьего хозяйства, основанного на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян. В социальной сфере - усиление протеста крестьян против крепостничества, выразившееся в увеличенном с каждым десятилетием царствования Александра II численности крестьянских волнений: если за 1831 - 1840 гг. было зафиксировано 328 волнений, а за 1841 - 1850 гг. - 545, то за 1851 - 1860 гг. - уже 1010 волнений.
Правящие круги опасались угрозы превращения разрозненных крестьянских битв во "вторую пугачевщину".