Прочитайте заметки английского купца и экономиста Томаса Мана о причинах подъема Голландии в начале XVII в. Подчеркните причины экономического расцвета страны. «С тех пор как они сбросили с себя ярмо испанского рабства, как чудесно они развили свои Какие большие средства получили они, чтобы защищать свою свободу против мощи такого врага! И не произошло ли это благодаря их непрерывному усердию в торговле? Не являются ли их провинции складами товаров для большинства стран христианского мира, благодаря чему их богатство, судоходство, моряки, ремесла, народ, а потом и собственные доходы... выросли до удивительной высоты? Если мы сравним времена их порабощения с их настоящим состоянием, они покажутся нам другим народом.
Задание с развернутым ответом. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
Прокламация Вильгельма Оранского (31 августа 1568 г.)
Мы, Божьею милостью принц Оранский, приветствуем всех верных подданных его величества. Мало кто не знает, что испанцы уже давно стремятся управлять этой страной, как им вздумается. Употребляя во зло доброту его величества, они убедили его предписать введение инквизиции в Нидерландах. Они очень хорошо знали, что, если можно будет заставить нидерландцев терпеть ее действия, они потеряют всякое обеспечение своей свободы; что если они будут противиться ее введению, они откроют в этих провинциях обширное поле для грабежа.
Мы надеялись, что его величество, приняв это дело к сердцу, сохранит свои наследственные провинции от такого конечного разорения. Мы нашли, что наши надежды тщетны. Мы не можем по причине нашей обязанности верно служить его величеству и ввиду нашего истинного сострадания к его верным подданным спокойно смотреть далее на такие убийства, разбои, бесчинства и страдания. Кроме того, мы уверены, что его величество имеет неверные сведения о нидерландских делах. Вследствие этого мы поднимаем оружие, чтобы противиться насильственной тирании испанцев с милосердного Бога, который есть враг всякой кровожадности. Готовые с радостью отдать нашу жизнь и все наше мирское богатство за это дело, мы имеем теперь благодаря Богу отличную армию из кавалерии, пехоты и артиллерии, набранную всю за наш счет. Мы призываем всех нидерландских верноподданных прийти нам. Пусть они примут к сердцу крайнюю нужду отечества, опасность вечного рабства для самих себя и своих детей и совершенного уничтожения евангелической религии.
Только тогда, когда будет, наконец, пересилена кровожадность Альбы, могут провинции снова приобрести свое чистое отправление правосудия и вновь обрести состояние благоденствия для своей республики.
1. О каком историческом периоде в жизни Нидерландов говорится в приведенном отрывке?
2. Какими причинами Вильгельм Оранский объясняет отказ жителей Нидерландов соблюдать верность королю Испании?
3. Какие суждения приводит Вильгельм Оранский в доказательство необходимости вооруженной борьбы против Испании?
ответ:1
С)султан А)Батыр D)Бий B) Жырау
ответ:2
1 с целью укрепления внутреннего положения государства тауке-хана и повышения мощи государства было создано семь уставов
2 лезвия распада Казахского ханства не привести в порядок политических связей
3 все силы страны мобилизованы на защиту от внешних врагов
ответ:3
Тауке сумел преодолеть распри аристократов, соединить люд, значительно подняв удельный вес ханской власти. Тауке привел в норму политическую и экономическую обстановку в собственном государстве, наладил добрососедские дела с примыкающими государствами
Во ІІ половине ХІХ века в Казахстане развитие просветительства и образования играла важную роль. После окончательного присоединения Казахстана и Средней Азии к Российской империи, административных реформ в 1867-1868 и 1891 годов просветительство и образование распространялось не только среди русского населения, но и среди других народов. Если до 60-х годов в Казахстане мусульманские конфессиональные школы выполняли главную роль, то позже начались повсеместно открываться казахско-русские школы. Во ІІ половине ХІХ века роль мусульманского духовенства считалось одним из главных вопросов колониальной администрации. Правительство, заметив авторитет и почтение представителей духовенства среди простого населения, не забыло узаконить свои интересы относительно их деятельности. В 50-60-е годы ХІХ века Министерство внутренних дел пыталось создать единую систему управления духовными делами мусульман, и подчинить это управление к Оренбургскому магометанскому духовному собранию и к Таврическому магометанскому духовному правлению. Но эта система не была полностью сформирована. Во ІІ половине ХІХ века представители администрации мусульманских регионов, считая, что мусульманская деятельность негативно воздействует на политику, предложили их изолировать и ограничить их возможности. Например, ограничить власть мулл, лишить их звания специального представителя мусульман. Однако, представители власти не забывали и о том, чтобы не вызвать их возмущения. Для этого они пытались узаконить свои интересы касательно их деятельности и держать их на виду. К другим областям, которые присоединились позже, эта тактика применялась по-другому. Представители мусульманского духовенства считались только верослужителями и им не давали специального звания. Во «Временном положении об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской областей» были утверждены основные принципы развития и вопросы просвещения в Казахстане. Казахи по общественному согласию добровольно могли собирать деньги и расходовать их на просвещение или благотворительность. Муллы должны были брать специальное разрешение уездных начальников для обучения мусульманской грамоте население, а также разрешалось открытие школ, обучающей грамоте помимо религиозного обучения при мечетях, но средства предусматривались только за счет народа. В каждом волостном управление независимо от национальности должны были быть школы начального образования. Школьная программа должна была утверждаться генерал-губернатором по согласованию с министром народного просвещения. Преподаватели с разрешения представителей местной власти могли обучать казахских детей у себя дома. Нашлись грамотные и образованные люди, которые стремились открыть глаза безграмотному народу. Среди таких людей был и Исмаил бек Гаспринский, принесший новые методы обучения мусульманской грамоте..