Вечевой новгородский колокол играл немалую роль в жизни города. Этим можно объяснить множество народных преданий о его судьбе после того, как его сняли и отправили в Москву. Одно из народных преданий гласит, что колокол не пошёл «в плен московский на позорище», а добравшись до пределов Новгородской земли выбрал себе крутую горку и скатился с неё. Ударившись о камни, он «убился насмерть» крикнув умирая: «Воля!». Хотя некоторым послышалось, что колокол прокричал «Валда», и эту местность стали называть Валдаем. Далее вы подробнее узнаете о присоединении Новгородской республики и образовании единого Российского государства.
Вопросы занятия. Присоединение Новгорода к Московскому княжеству. Свержение ордынского ига. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства Становление органов центральной власти. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.
К середине XV века большая часть земель Северо-Восточной Руси всё ещё сохраняла свою независимость от Москвы.
Псковское, Тверское, Рязанское, Ростовское княжества, Новгородская республика не подчинялись единому центру, хотя великий князь московский считался их верховным правителем.
Завершающим этапом образования единого Российского государства стало правление Ивана III Васильевича в 1462–1505 годах.
Присоединять соседние территории Иван III начал уже в первые годы своего правления, используя несколько присягу, наследование, военное подчинение. Так, без сопротивления были присоединены Ярославское княжество в 1463–1468 годах и Ростовское княжество в 1474 году. Их князья принесли присягу Ивану III и перешли на великокняжескую службу. В порядке наследования великий князь московский получил Дмитров (в 1472 году), Вологду (в 1481 году) и Углич (в 1491 году).
Независимой от московского князя оставалась Новгородская республика, обладавшая значительной силой.
Под угрозой потери независимости в Новгороде возникла сильная антимосковская оппозиция во главе с Борецкими. Эта часть новгородского боярства стремилась сохранить свои старинные вольности. Ради этого бояре во главе Марфой Борецкой в 1471 году заключили союз с королём польским и великим князем литовским Казимиром IV.
По условиям договора новгородцы сохраняли свои вольности и привилегии, однако Новгород переходил под власть католического правителя – великого князя литовского. В связи с этим борьба за Новгород приобрела и религиозный характер.
В 1471 году Иван III предпринял решительные меры к подчинению Новгорода. Решающее сражение произошло в июле 1471 года на реке Шелони. В этом столкновении новгородское ополчение под командованием Дмитрия Борецкого потерпело сокрушительное поражение от московского войска под командованием тверского князя Даниила Холмского.
В результате между Московским княжеством и Новгородской республикой был заключён Коростынский мирный договор. Согласно ему Новгород признавал себя «отчиной» великого князя московского, но при этом сохранил формальную независимость.
В начале 1478 года республика в Новгороде была окончательно ликвидирована. Выборные должности посадников и тысяцких заняли московские наместники, городское вече упразднялось, а вечевой колокол, в ознаменование искоренения «новгородской вольницы», был снят и отправлен в Москву.
Тема: "Русское государство во второй половине XV - начале XVI в."
Цель: формирование представления о создании нового централизованного государства – Московская Русь.
Задачи:
- предметные: определить сущность понятия “единого централизованного государства”; доказать наличие признаков централизованного государства в конце XV - начале XVI века в Московской Руси, выяснить, благодаря каким обстоятельствам Русь стала одним из могущественных государств Европы формированию основной терминологии – самодержавный царь, центральные органы власти, Судебник;
-метапредметные: развивать у обучающихся логическое мышление, монологическую речь, внимание, память анализировать, делать выводы, сравнивать, выделять главное, использовать знаково-символические модели, схемы для решения познавательных задач;
- личностные: формировать адекватное восприятие исторической ситуации познавательному интересу к изучению истории.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Образовательные ресурсы: карта «Российское государство в XVI веке», презентация «Московское государство в конце XV –начале XVI века».
1.Централизованное государство (основные признаки).
2.Возвышение великокняжеской власти.
3.Государственное строительство. Органы управления государством. 4. Церковь – опора великокняжеской власти
1.Актуализация опорных знаний.
Вступительное слово учителя о том, что продолжаем изучать историю Московского государства в период правления Ивана III и анализировать перемены, происходящие в нашем государстве.
- Как бы вы определили главную суть нашего государства в более раннее время – IX-XII вв.?
Вывод: Киевская Русь – это единое Русское государство, во главе с единым правителем – Великим князем.
-В чем особенность исторического периода XIII – XIV вв. – изменилось ли государственное устройство?
Вывод: XIII – XIV вв. – это период политической раздробленности Руси, во главе каждого княжества самостоятельный правитель – князь.
- Какие изменения наступили в XV в? (единый правитель; освобождение от ига Золотой Орды, единая территория, одна столица и др.)
Чтобы полнее увидеть процесс перемен, начнем составление кластера «Русь при Иване III»
( советую предварительно ещё раз посмотреть на карту учебника на стр.195 «Образование единого Российского государства в конце XV –начале XVI века»)
На схеме-кластере на доске появляются основные события, свидетельствующие о территориальном росте Московского государства и основные даты этого периода. Далее дети вспоминают основные выводы урока:
закономерными итогами политического объединения русских земель стало:
- образование единого русского государства;
-складывание великорусской народности;
- признание авторитета Руси Европой.
Постановка проблемы :
Достаточно ли военного могущества и роста территории государства для того, чтобы оно стало самым сильным? Каковы ваши предположения?
2.Изучение нового материала
1.Укрепление власти московского государя - стр. учебника 203-204 дети знакомятся самостоятельно и отвечают на вопросы:
- как брак Ивана укреплению его личной власти и стал событием европейского значения?
- как обосновывался священный характер самодержавной власти московского князя?
2. Что такое «государственное строительство? Какие органы управления уже были в Московском царстве до Ивана III?
3. Работаем с текстом учебника стр.204-205 – по группам, каждая из которых выясняет смысл и назначение органов управления:1 Государев Двор, 2.Боярская Дума (что изменилось в их функциях? ),3. приказы,4. Судебник; кроме того, пользуясь текстом учебника и словарем , и. отдельные группы (5 и 6) выясняют смысл терминов «кормление» и «местничество».
В ходе проверки работы микрогрупп классом составляем схему управления Русского государства при Иване III и д
Вечевой новгородский колокол играл немалую роль в жизни города. Этим можно объяснить множество народных преданий о его судьбе после того, как его сняли и отправили в Москву. Одно из народных преданий гласит, что колокол не пошёл «в плен московский на позорище», а добравшись до пределов Новгородской земли выбрал себе крутую горку и скатился с неё. Ударившись о камни, он «убился насмерть» крикнув умирая: «Воля!». Хотя некоторым послышалось, что колокол прокричал «Валда», и эту местность стали называть Валдаем. Далее вы подробнее узнаете о присоединении Новгородской республики и образовании единого Российского государства.
Вопросы занятия. Присоединение Новгорода к Московскому княжеству. Свержение ордынского ига. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства Становление органов центральной власти. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.
К середине XV века большая часть земель Северо-Восточной Руси всё ещё сохраняла свою независимость от Москвы.
Псковское, Тверское, Рязанское, Ростовское княжества, Новгородская республика не подчинялись единому центру, хотя великий князь московский считался их верховным правителем.
Завершающим этапом образования единого Российского государства стало правление Ивана III Васильевича в 1462–1505 годах.
Присоединять соседние территории Иван III начал уже в первые годы своего правления, используя несколько присягу, наследование, военное подчинение. Так, без сопротивления были присоединены Ярославское княжество в 1463–1468 годах и Ростовское княжество в 1474 году. Их князья принесли присягу Ивану III и перешли на великокняжескую службу. В порядке наследования великий князь московский получил Дмитров (в 1472 году), Вологду (в 1481 году) и Углич (в 1491 году).
Независимой от московского князя оставалась Новгородская республика, обладавшая значительной силой.
Под угрозой потери независимости в Новгороде возникла сильная антимосковская оппозиция во главе с Борецкими. Эта часть новгородского боярства стремилась сохранить свои старинные вольности. Ради этого бояре во главе Марфой Борецкой в 1471 году заключили союз с королём польским и великим князем литовским Казимиром IV.
По условиям договора новгородцы сохраняли свои вольности и привилегии, однако Новгород переходил под власть католического правителя – великого князя литовского. В связи с этим борьба за Новгород приобрела и религиозный характер.
В 1471 году Иван III предпринял решительные меры к подчинению Новгорода. Решающее сражение произошло в июле 1471 года на реке Шелони. В этом столкновении новгородское ополчение под командованием Дмитрия Борецкого потерпело сокрушительное поражение от московского войска под командованием тверского князя Даниила Холмского.
В результате между Московским княжеством и Новгородской республикой был заключён Коростынский мирный договор. Согласно ему Новгород признавал себя «отчиной» великого князя московского, но при этом сохранил формальную независимость.
В начале 1478 года республика в Новгороде была окончательно ликвидирована. Выборные должности посадников и тысяцких заняли московские наместники, городское вече упразднялось, а вечевой колокол, в ознаменование искоренения «новгородской вольницы», был снят и отправлен в Москву.
Объяснение:
Тема: "Русское государство во второй половине XV - начале XVI в."
Цель: формирование представления о создании нового централизованного государства – Московская Русь.
Задачи:
- предметные: определить сущность понятия “единого централизованного государства”; доказать наличие признаков централизованного государства в конце XV - начале XVI века в Московской Руси, выяснить, благодаря каким обстоятельствам Русь стала одним из могущественных государств Европы формированию основной терминологии – самодержавный царь, центральные органы власти, Судебник;
-метапредметные: развивать у обучающихся логическое мышление, монологическую речь, внимание, память анализировать, делать выводы, сравнивать, выделять главное, использовать знаково-символические модели, схемы для решения познавательных задач;
- личностные: формировать адекватное восприятие исторической ситуации познавательному интересу к изучению истории.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Образовательные ресурсы: карта «Российское государство в XVI веке», презентация «Московское государство в конце XV –начале XVI века».
Основные понятия: централизованное государство, государственное строительство, Боярская дума, окольничий, таможенный сбор (пошлина), Судебник, кормление, местничество.
План изучения нового материала:
1.Централизованное государство (основные признаки).
2.Возвышение великокняжеской власти.
3.Государственное строительство. Органы управления государством. 4. Церковь – опора великокняжеской власти
1.Актуализация опорных знаний.
Вступительное слово учителя о том, что продолжаем изучать историю Московского государства в период правления Ивана III и анализировать перемены, происходящие в нашем государстве.
- Как бы вы определили главную суть нашего государства в более раннее время – IX-XII вв.?
Вывод: Киевская Русь – это единое Русское государство, во главе с единым правителем – Великим князем.
-В чем особенность исторического периода XIII – XIV вв. – изменилось ли государственное устройство?
Вывод: XIII – XIV вв. – это период политической раздробленности Руси, во главе каждого княжества самостоятельный правитель – князь.
- Какие изменения наступили в XV в? (единый правитель; освобождение от ига Золотой Орды, единая территория, одна столица и др.)
Чтобы полнее увидеть процесс перемен, начнем составление кластера «Русь при Иване III»
( советую предварительно ещё раз посмотреть на карту учебника на стр.195 «Образование единого Российского государства в конце XV –начале XVI века»)
На схеме-кластере на доске появляются основные события, свидетельствующие о территориальном росте Московского государства и основные даты этого периода. Далее дети вспоминают основные выводы урока:
закономерными итогами политического объединения русских земель стало:
- образование единого русского государства;
-складывание великорусской народности;
- признание авторитета Руси Европой.
Постановка проблемы :
Достаточно ли военного могущества и роста территории государства для того, чтобы оно стало самым сильным? Каковы ваши предположения?
2.Изучение нового материала
1.Укрепление власти московского государя - стр. учебника 203-204 дети знакомятся самостоятельно и отвечают на вопросы:
- как брак Ивана укреплению его личной власти и стал событием европейского значения?
- как обосновывался священный характер самодержавной власти московского князя?
2. Что такое «государственное строительство? Какие органы управления уже были в Московском царстве до Ивана III?
3. Работаем с текстом учебника стр.204-205 – по группам, каждая из которых выясняет смысл и назначение органов управления:1 Государев Двор, 2.Боярская Дума (что изменилось в их функциях? ),3. приказы,4. Судебник; кроме того, пользуясь текстом учебника и словарем , и. отдельные группы (5 и 6) выясняют смысл терминов «кормление» и «местничество».
В ходе проверки работы микрогрупп классом составляем схему управления Русского государства при Иване III и д