Система афинского образования была более гибкой и менее традиционной, чем спартанская. положение афин как крупного 66 культурного, торгового, политического и административного центра диктовало совсем иные требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. афинское население по своей социальной характеристике также было достаточно разнородно. выделяют следующие группы: • эвпатриды — родовая знать или особая привилегированная группировка; • геоморы — мелкие и средние землевладельцы; . демиурги — ремесленники; . метеки — свободные люди, переселенцы из других греческих полисов, не имеющие политических прав и свобод; • рабы — политически и социально были абсолютно подчинены афинским гражданам. в афинах воспитание и обучение правящего сословия было подчинено идее всестороннего и гармоничного развития личности, которая заключалась в идеале каллокагатии (в переводе с греческого: 1) совершенный, прекрасный человек; 2) человек, удивляющий всех своими способностями). разносторонне развитая личность предполагала гармоничное единство и сочетание интеллектуального, , нравственного и эстетического развития человека в соответствии с полисными традициями. образованность и воспитанность человека позволяли ему занять то социальное положение, которое он заслуживал в соответствии со своими способностями и возможностями. целенаправленное обучение мальчиков начиналось в возрасте 7 лет. в афинах не существовало системы государственного образования, поэтому все школы были частными и платными. они были небольшими, и их роль в воспитании подрастающего поколения, как правило, не считалась значимой. на одного учителя — дидаска-ла — приходилось от 20 до 50 учеников. социальная оценка педагогического труда была невысокой. по своему статусу учителя приравнивались к мастеровым и ремесленникам, их труд оплачивался и ценился не высоко. афинские учителя не принадлежали к жреческой касте. это были странствующие певцы, обычные гости в домах афинской аристократии еще в гомеровскую эпоху. каких-либо особых образовательных данных для открытия школы, которая приравнивалась к мастерской, не требовалось. только жизненные случайности, горе или злоключения приводили свободного гражданина к дверям школы в качестве учителя. в учебном заведении занимались одновременно дети различных возрастов, каждому из которых учитель давал индивидуальные и контролировал их выполнение. оборудование помещений первых школ было простым — кресло со спинкой для учителя и деревянные табуретки для учеников, столы отсутствовали, жесткие дощечки для письма лежали прямо на коленях. 67 однако наиболее состоятельные учителя могли украсить свою школу изображениями муз, которые являлись «досточтимыми богинями» образования, или театральными масками. первоначальное образование мальчики получали в так называемых мусических школах, которые, по свидетельству , подразделялись на школу грамматиста и школу кифариста. в обязанности грамматиста, или дидаскала, входило обучение детей элементарным навыкам письма, чтения, счета. письму юные ученики обучались на восковых табличках — церах, на которых писали острым концом железной или костяной палочки (стило). после того как мальчик осваивал умение точно копировать образцы письма учителя, дощечка и стило заменялись на папирус и тростниковое перо, дети в многочисленных прописях. обучение письму было утомительным и, по свидетельству платона, продолжалось около трех лет. дионисий галикар-насский отмечал: «обучаясь грамматике, мы запоминаем сперва названия букв, потом их форму и начертание; далее идут слоги, слова, части речи и их изменения, как, например, склонение, число, словопроизведение, ударение, положение слова в речи. после этого мы уже начинаем читать и писать, сперва по и медленно, пока не приобретается должный навык, а потом слитно и сообразно течению мысли. когда ученик умеет читать, он приступает к в изящном чтении, соблюдая долготу и краткость слогов, ударение, повышение и понижение голоса, с сохранением мелодии и ритма, выразительно». после обучения письму начиналось обучение чтению, происходившее на лучших образцах творчества того периода. наиболее часто для чтения и заучивания наизусть использовались басни эзопа, поэмы гомера, стихи гесиода и солона, эсхила и софокла, отрывки из знаменитых трагедий и комедий, гномусы (короткие сентенции дидактического, поучительного характера). работали также с культурными текстами — мифами, поэмами, гимнами и т.д. все это говорит о том, что в качестве учебных пособий использовался неспециализированный материал, не приспособленный специально для учебных целей.
Положительное. 1. петр i сделал то, что не смог сделать иван грозный – отвоевал у шведов выход в море. одержал блестящую победу под полтавой, лишив карла xii его армии. флот петра, разбивший шведов при гангуте и гренгаме, стал одним из самых сильных в европе. 2. после победы в северной войне в европе стали считаться с россией, боялись ее возросшей мощи. 3. петровские преобразования затронули просвещение, образование. открывались новые школы, как в обеих столицах (навигацкая, артиллерийская, инженерные) , так и в провинциях – цифирные, горная – на урале, в 1714 г. была основана кунсткамера-первый естественнонаучный музей. с 1702 г. - стала выходить первая печатная газета “ведомости”, ее могли купить все желающие. 4. 24 января 1722 г. петр i обнародовал “табель о рангах”, в которой система чинов и порядок продвижения по службе производились за служебные заслуги. таким образом, петр заботился о том, чтобы принцип родословности, знатности происхождения был заменен принципом личной выслуги. неслучайно в окружении петра i были люди незнатного происхождения, например, александр меньшиков, бывший торговец пирожками. 5. петр i много сделал для развития промышленности. при нем строились металлургические заводы на урале, текстильные – вокруг москвы и в петербурге, петр i хотел видеть россию развитой, ни в чем не уступающей европе. петр i – фигура противоречивая, сложная. таким породила его эпоха. он сознавал и не раз подчеркивал, что он – абсолютный монарх. петр был искренне убежден, что все, что он делал – только для блага государства, народа. однако народ находился в крепостной неволе, был обложен увеличенными налогами, поборами, принудительными работами. но нельзя не видеть огромный вклад петра i в государством, его внешнеполитические, военные акции. время петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызывать уважения. при всех недостатках, ошибках петра, россия при нем заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив свое отставание от передовых стран западной европы. вполне заслужено называют петра великим.отрицательное. 1.петр алексеевич романов – жестокий и злобный тиран. недаром поэт а. с. пушкин, отзываясь о петре i, сказал, что его многие законы “писаны кнутом”. в борьбе за власть свою старшую сестру софью насильно постриг в монахини и заточил в новодевичий монастырь, в суздале в находилась его первая жена евдокия лопухина; предал смертной казни своего сына алексея. 2.для продолжения северной войны петром i были введены новые налоги – подушный налог, косвенные налоги — на корабельную починку, с бань, ульев и т. д. в результате резко ухудшилось положение народных масс, усилился крепостной гнет. затеял подушную подать себе на безголовъе, а всему народу на изнуренье. 3.работные люди влачат жалкое существование. трудятся от зари до зари, по 14-18 часов. в рудниках работают по пояс в воде. люди надрываются. строптивых ждут батоги, каленое железо. рудокопов нередко приковывали в шахтах цепью к тачкам. слабые гибнут от непосильного труда и болезней. многие спасаются бегством в сибирь, на вольный яик или на север в тайгу. владельцы мануфактур имеют право судить и расправляться с рабочими. 4.петр i жестоко подавил восстание стрельцов в 1698р. в москве. полторы тысячи стрельцов были казнены, некоторые из них были повешены у кельи новодевичьего монастыря, где томилась в софья – старшая сестра петра i. петр i-антихрист. по его приказу с церквей снимали колокола, из которых затем отливали пушки. церковь поставил под государственный контроль. после смерти андриана в 1700г. запретил проводить выборы патриарха.