Из Европы русский царь привез в Россию не только впечатления, знания, трудовые навыки и мазоли, о и твердое решение перенять у Запада все необходимое. Тогда и офрмилась окончательная ориентация Петра I на западноевропейскую модель жизни. Среди боярства было положено начало брадобритию, что потрясло современников, ведь борода считалась символом солидности и добропорядочности. От бритья бород освобождалось лишь духовенство. Была создана постоянная обученная армия, комплектуемая на основе ежегодных рекрутских наборов. Возникли новые учреждения, ряд которых были заимствован у шведов. Синод стал органом коллегиального управления церковью, она лишилась самостоятельности. Дворяне освобождались от уплаты податей, но обязаны были нести пожизненную службу, бриться, носить одежду иностранного покроя и учится. Поместья уравнивались с вотчинами. Указом о единонаследии вводился принцип передачи вотчины только одному из членов рода, что вынуждало других черпать средства на жизнь из службы государства. Крестьяне разделялись на две группы: крепостных и государственных, при этом, крепостные фактически превращались в рабов. Посадские люди были разделены на купцов и ремесленников. На крестьян и горожан легко вся тяжесть петровской модернизации. Русский историк С.М. Соловьев образно охарактеризовал отношение Петра I c народом: "народ поднялся и собрался в дорогу;но кого-то ждали;ждали вождя;вождь явился."
Среди боярства было положено начало брадобритию, что потрясло современников, ведь борода считалась символом солидности и добропорядочности. От бритья бород освобождалось лишь духовенство.
Была создана постоянная обученная армия, комплектуемая на основе ежегодных рекрутских наборов.
Возникли новые учреждения, ряд которых были заимствован у шведов.
Синод стал органом коллегиального управления церковью, она лишилась самостоятельности.
Дворяне освобождались от уплаты податей, но обязаны были нести пожизненную службу, бриться, носить одежду иностранного покроя и учится. Поместья уравнивались с вотчинами. Указом о единонаследии вводился принцип передачи вотчины только одному из членов рода, что вынуждало других черпать средства на жизнь из службы государства.
Крестьяне разделялись на две группы: крепостных и государственных, при этом, крепостные фактически превращались в рабов. Посадские люди были разделены на купцов и ремесленников. На крестьян и горожан легко вся тяжесть петровской модернизации.
Русский историк С.М. Соловьев образно охарактеризовал отношение Петра I c народом: "народ поднялся и собрался в дорогу;но кого-то ждали;ждали вождя;вождь явился."