Различия между религиозными представлениями патрициев и плебеев были весьма значительными. В обрядах, связанных с основанием города, в праздниках в честь древнейших римских божеств принимали участие только патриции. Ими же почитались такие абстрактные божества, как Честь, Верность, Победа, Согласие. У плебеев была своя триада богов плодородия: Церера, Либер и Либера. На Авентинском холме они почитали италийскую богиню Диану, священные рощи которой находились в местах их первоначального обитания — в землях Ариции, Тускуле, Анагнии, Тибуре. Ещё одним плебейским божеством была Фортуна, культ которой был засвидетельствован и за пределами Рима. Храм Фортуны в Риме, на Бычьем рынке, основал покровитель плебеев — шестой римский царь Сервий Туллий. В этом храме стояла деревянная статуя богини, что было нехарактерно для римско-италийской религии. Не допускаемые к культу патрицианских богов, к ауспициям (гаданиям) , без которых нельзя было начать какого-либо государственного дела, плебеи тем самым исключались из общественно-политической жизни.
Спартак - один из самых славных героев древнего мира - не может не привлекать горячих симпатий и искреннего восхищения советской молодежи. Гладиатор, выступавший в цирках Рима на потеху кровожадной аристократической черни, раб-фракиец, презираемый римскими патрициями, как представитель низшего сословия и низшей расы, варвар и враг Рима - он обладал гениальной прозорливостью подлинного вождя демократических масс. Став во главе грандиозного восстания рабов, Спартак превратился в "великого генерала" (Маркс) , в полководца "античного пролетариата", потрясшего основы Рима, и имя его на многие века стало знаменем революционной борьбы. На всем протяжении новой истории славный образ вождя гладиаторов всегда символизировал благородное служение возвышенным идеалам освобождения угнетенного народа, неуклонную последовательность в борьбе за достижение поставленной цели, железную волю и великолепную отвагу. Во Франции - в эпоху подготовки буржуазной революции 1789 г. , в грозный баррикадный 1848 год, в дни Коммуны, в России - в период созревания декабристских обществ и в годы пропаганды революционного марксизма, в Германии - в годы деятельности Лессинга и в эпоху роста коммунистического влияния после Первой мировой войны - образ Спартака вдохновляет многочисленных поэтов, драматургов, художников, ваятелей. Роман Рафаэлло Джованьоли создан в одну из таких эпох революционного подъема: в 70-е годы столетия Италия, под водительством Мадзини и Гарибальди, вела упорную борьбу за воссоединение, за национальную независимость против полчищ оккупантов Наполеона III, против австрийского владычества и папской власти. Возникший на гребне народного движения, "Спартак" Джованьоли исполнен такого пламенного освободительного пафоса, такой страстной ненависти ко всяческому угнетению и рабству, что до сих пор, несмотря на ряд существенных недостатков, продолжает оставаться одним из наиболее любимых нашей молодежью исторических романов. Недаром советские издательства несколько раз переиздавали произведение Джованьоли, недаром "Молодая Гвардия" снова предлагает его молодому советскому читателю. Для того, чтобы по достоинству оценить положительные и отрицательные стороны романа Джованьоли, необходимо, прежде всего, вспомнить реальный ход событий, каким он представлялся по немногим дошедшим до нас историческим источникам. Восстание италийских рабов, руководимое фракийцем Спартаком, принадлежит к числу самых крупных движений угнетенных масс античного общества. Таким его делает и большое число восставших, и широкие территориальные рамки, и необычайная напряженность борьбы. Восстание вспыхнуло в самом сердце римской державы, в Италии, охватив ее значительную часть. Никогда еще рабовладельческое общество не стояло так близко к гибели, и никогда задача освобождения рабов не была, казалось, так близка к решению. Восстание Спартака было подготовлено всей предшествующий историей гражданских войн в Риме. Оно вспыхнуло в конце 70-х гг. I в, до нашей эры, что не было случайным. В это время политическая атмосфера в Италии и в провинциях была чрезвычайно накалена. Не так давно закончилось грозное восстание италиков ("союзническая война"), с трудом подавленное римлянами. Малая Азия и Греция были опустошены в результате ликвидации движения Митридата. Борьба марианцев и сулланцев закончилась реставрацией сенаторского режима, обострявшей противоречия среди свободного населения Италии. В Испании продолжалось весьма опасное для правящего класса Рима восстание, во главе которого стоял Серторий. На море чрезвычайно усилилось пиратство.
У плебеев была своя триада богов плодородия: Церера, Либер и Либера. На Авентинском холме они почитали италийскую богиню Диану, священные рощи которой находились в местах их первоначального обитания — в землях Ариции, Тускуле, Анагнии, Тибуре. Ещё одним плебейским божеством была Фортуна, культ которой был засвидетельствован и за пределами Рима. Храм Фортуны в Риме, на Бычьем рынке, основал покровитель плебеев — шестой римский царь Сервий Туллий. В этом храме стояла деревянная статуя богини, что было нехарактерно для римско-италийской религии. Не допускаемые к культу патрицианских богов, к ауспициям (гаданиям) , без которых нельзя было начать какого-либо государственного дела, плебеи тем самым исключались из общественно-политической жизни.
привлекать горячих симпатий и искреннего восхищения советской молодежи.
Гладиатор, выступавший в цирках Рима на потеху кровожадной аристократической
черни, раб-фракиец, презираемый римскими патрициями, как представитель
низшего сословия и низшей расы, варвар и враг Рима - он обладал гениальной
прозорливостью подлинного вождя демократических масс. Став во главе
грандиозного восстания рабов, Спартак превратился в "великого генерала"
(Маркс) , в полководца "античного пролетариата", потрясшего основы Рима, и
имя его на многие века стало знаменем революционной борьбы.
На всем протяжении новой истории славный образ вождя гладиаторов всегда
символизировал благородное служение возвышенным идеалам освобождения
угнетенного народа, неуклонную последовательность в борьбе за достижение
поставленной цели, железную волю и великолепную отвагу. Во Франции - в эпоху
подготовки буржуазной революции 1789 г. , в грозный баррикадный 1848 год, в
дни Коммуны, в России - в период созревания декабристских обществ и в годы
пропаганды революционного марксизма, в Германии - в годы деятельности
Лессинга и в эпоху роста коммунистического влияния после Первой мировой
войны - образ Спартака вдохновляет многочисленных поэтов, драматургов,
художников, ваятелей. Роман Рафаэлло Джованьоли создан в одну из таких эпох
революционного подъема: в 70-е годы столетия Италия, под
водительством Мадзини и Гарибальди, вела упорную борьбу за воссоединение, за
национальную независимость против полчищ оккупантов Наполеона III, против
австрийского владычества и папской власти. Возникший на гребне народного
движения, "Спартак" Джованьоли исполнен такого пламенного освободительного
пафоса, такой страстной ненависти ко всяческому угнетению и рабству, что до
сих пор, несмотря на ряд существенных недостатков, продолжает оставаться
одним из наиболее любимых нашей молодежью исторических романов. Недаром
советские издательства несколько раз переиздавали произведение Джованьоли,
недаром "Молодая Гвардия" снова предлагает его молодому советскому читателю.
Для того, чтобы по достоинству оценить положительные и отрицательные
стороны романа Джованьоли, необходимо, прежде всего, вспомнить реальный ход
событий, каким он представлялся по немногим дошедшим до нас историческим
источникам.
Восстание италийских рабов, руководимое фракийцем Спартаком, принадлежит
к числу самых крупных движений угнетенных масс античного общества. Таким его
делает и большое число восставших, и широкие территориальные рамки, и
необычайная напряженность борьбы. Восстание вспыхнуло в самом сердце римской
державы, в Италии, охватив ее значительную часть. Никогда еще
рабовладельческое общество не стояло так близко к гибели, и никогда задача
освобождения рабов не была, казалось, так близка к решению.
Восстание Спартака было подготовлено всей предшествующий историей
гражданских войн в Риме. Оно вспыхнуло в конце 70-х гг. I в, до нашей эры,
что не было случайным. В это время политическая атмосфера в Италии и в
провинциях была чрезвычайно накалена. Не так давно закончилось грозное
восстание италиков ("союзническая война"), с трудом подавленное римлянами.
Малая Азия и Греция были опустошены в результате ликвидации движения
Митридата. Борьба марианцев и сулланцев закончилась реставрацией
сенаторского режима, обострявшей противоречия среди свободного населения
Италии. В Испании продолжалось весьма опасное для правящего класса Рима
восстание, во главе которого стоял Серторий. На море чрезвычайно усилилось
пиратство.