ОбъяснеДанное пособие предназначено для организации учебной и учебно-исследовательской работы студентов в ходе освоения дисциплины «Современная история». В составе учебного плана по направлению подготовки бакалавров 050100.62 – «Педагогическое образование» (профиль «История») эта дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла. Ее освоение направлено на формирование знаний об историческом развитии зарубежных стран в конце ХХ – начале XXI в. на основе межпредметных связей с дисциплинами «История Нового времени», «История Новейшего времени», «Новейшая отечественная история», а также «Специальные исторические дисциплины», «История исторической науки».
Целесообразность изучения «современной истории» в качестве самостоятельной дисциплины связана с назревшей необходимостью пересмотра классической «триады» «История древнего мира – История средних веков – Новая и новейшая история». Показательно, что идея комбинированного курса «Новой и новейшей истории» впервые была высказана в «Замечаниях И. Сталина, С. Кирова и А. Жданова о проекте учебника новой истории» 1934 г. Ввод понятия «Новейшая история» объяснялся необходимостью изучения «современной» стадии всемирно-исторического процесса, тесно связанной с предыдущей исторической эпохой, но обладающей самостоятельным формационным значением («третьего периода Новой истории, или Новейшей истории» как этапа «упадка капитализма и победного строительства социализма»). Несмотря на всю спорность методологии формационного анализа, сам по себе подобный подход является вполне логичным. Понятие «современность» размыкает преемственную картину «свершившейся истории», акцентирует внимание на драматургии происходящих общественных перемен, их «равноудаленности» от исторического и исторического будущего. Поэтому период «современной истории» очерчен не хронологически, сколько методологически и мировоззренчески. Обо-стренное переживание «исторической современности» уходит корнями в младогегельянскую философскую традицию XIX в. Мощнейший импульс оно получило и на рубеже XX–XXI вв., когда огромное количество общественных новаций перестало получать убедительное объяснение с точки зрения «основного исторического содержания» Новейшей истории. ответом стало формирование многочисленных теорий «постиндустриального», «посткапиталистического», «информационного», «сетевого», «рефлексирующего» общества. В системе образования изучение «живой» истории конца ХХ – начала XXI в. предполагает решение совершенно особых учебно-исследовательских, развивающих, воспитательных задач – активное формирование социальной эрудиции студентов, их гражданской и мировоззренческой позиции, критического мышления, функциональной грамотности, информационно-коммуникативной культуры.ние:
История России – неотъемлемая часть всемирной истории. В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Русские территории не были защищены естественными преградами: морями, горными цепями. Поэтому россияне становились объектом вековых притязаний ближних и дальних соседей. Угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от русского и других народов России колоссальных усилий по обеспечению безопасности страны: огромных материальных затрат, а также значительных людских ресурсов. В интересах безопасности осуществлялась концентрация сил народа: вследствие этого роль государства чрезвычайно возрастала, формировался мобилизационный тип развития. Россия (СССР) неоднократно европейскую цивилизацию от уничтожения. Это имело место в годы монголо-татарского нашествия, было и в период борьбы с захватническими планами Наполеона, во время самой кровопролитной из войн – Второй мировой. В большинстве войн в силу объективных обстоятельств своего географического расположения Россия была вынуждена принимать на себя не только первый, самый сильный удар врага, но и нести самые тяжелые издержки военных конфликтов. Немаловажное значение для нашей истории имело и то обстоятельство, что долгое время Россия была оторвана от морей и морской торговли. Борьба за выход к морю являлась одним из основных направлений развития. Только державы, имеющие выходы к морям, играли и до сих пор играют основополагающую роль в мире и в мировых отношениях. Таковой державой сделал Россию её выход к Балтийским берегам на северо-западе, к Чёрному морю – на юге и к Тихому океану, что завершило освоение Сибири и Дальнего Востока.
2) Восточные славяне в древности: расселение, хозяйство, формирование элит, религиозные верования.
+Первые письменные свидетельства о славянах относятся к 1 тыс н.э., о них сообщают греческие, римские, арабские источники. В эпоху Великого переселения народов (4-6 в.в.) славяне освоили Европу. Они жили в лесной и лесостепной зоне, вели оседлый образ жизни, земледельческое хозяйство. Славянский мир взаимодействовал с готами, с кочевыми народами степи. Расселение: занимали территорию от Карпатских гор до средней Оки. Осваивали Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими и балтийскими племенами. В этот время славяне объединяются в племенные союзы, каждое племя состояло из родов. Поляне жили по среднему течению Днепра, на северо-восток от них расположились северяне, в районе верхней Волги жили кривичи, у озера Ильмень –ильменские словене, по реке Припять дреговичи, древляне. К югу от реки Буг – бужане и волыняне. Между Днепром и Южным Бугом тиверцы. По реке Сожь –радимичи. Хозяйство: основным занятием восточных славян было земледелие(подсечно-огневое, перелог). Основными орудиями труда были соха, деревянный плуг, топор, мотыга. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернотерками. С земледелием тесно связано скотоводство. Разводили коров, свиней, мелкий рогатый скот. Тягловая сила – волы, лошади. Промыслы: рыболовство, охота, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел). Жили славяне общинами, сначала родовой, потом соседской. Это определяло уклад и характерные черты жизни. Хозяйства имели натуральный характер (производили все для собственного потребления). С появлением излишков развивается обмен ( продукты земледелия на ремесленные товары). Появляются города как центры ремесла, торговли, обмена, опорные пункты власти, обороны. Города строились на торговых путях. Историки считают, что в 9 веке на Руси было не менее 24 крупных городов ( Киев, Новгород, Суздаль, Смоленск, Муром …) Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходках (вече). Существовало ополчение, дружина. Собирали полюдье (сбор дани с подвластных племен). Верования – древние славяне были язычниками.Славянские боги олицетворяли силы природы и отражали общественные отношения. Перун – бог грома, войны. Сварог – бог огня. Велес – покровитель скота. Мокошь – оберегала женскую часть хозяйства. Верили в духов –леший, русалки, домовой. Обряды и праздники связаны с земледелием. Отмечали рождение, свадьбы. Почитали предков. Поклонялись явлениям природы.
ОбъяснеДанное пособие предназначено для организации учебной и учебно-исследовательской работы студентов в ходе освоения дисциплины «Современная история». В составе учебного плана по направлению подготовки бакалавров 050100.62 – «Педагогическое образование» (профиль «История») эта дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла. Ее освоение направлено на формирование знаний об историческом развитии зарубежных стран в конце ХХ – начале XXI в. на основе межпредметных связей с дисциплинами «История Нового времени», «История Новейшего времени», «Новейшая отечественная история», а также «Специальные исторические дисциплины», «История исторической науки».
Целесообразность изучения «современной истории» в качестве самостоятельной дисциплины связана с назревшей необходимостью пересмотра классической «триады» «История древнего мира – История средних веков – Новая и новейшая история». Показательно, что идея комбинированного курса «Новой и новейшей истории» впервые была высказана в «Замечаниях И. Сталина, С. Кирова и А. Жданова о проекте учебника новой истории» 1934 г. Ввод понятия «Новейшая история» объяснялся необходимостью изучения «современной» стадии всемирно-исторического процесса, тесно связанной с предыдущей исторической эпохой, но обладающей самостоятельным формационным значением («третьего периода Новой истории, или Новейшей истории» как этапа «упадка капитализма и победного строительства социализма»). Несмотря на всю спорность методологии формационного анализа, сам по себе подобный подход является вполне логичным. Понятие «современность» размыкает преемственную картину «свершившейся истории», акцентирует внимание на драматургии происходящих общественных перемен, их «равноудаленности» от исторического и исторического будущего. Поэтому период «современной истории» очерчен не хронологически, сколько методологически и мировоззренчески. Обо-стренное переживание «исторической современности» уходит корнями в младогегельянскую философскую традицию XIX в. Мощнейший импульс оно получило и на рубеже XX–XXI вв., когда огромное количество общественных новаций перестало получать убедительное объяснение с точки зрения «основного исторического содержания» Новейшей истории. ответом стало формирование многочисленных теорий «постиндустриального», «посткапиталистического», «информационного», «сетевого», «рефлексирующего» общества. В системе образования изучение «живой» истории конца ХХ – начала XXI в. предполагает решение совершенно особых учебно-исследовательских, развивающих, воспитательных задач – активное формирование социальной эрудиции студентов, их гражданской и мировоззренческой позиции, критического мышления, функциональной грамотности, информационно-коммуникативной культуры.ние:
История России – неотъемлемая часть всемирной истории. В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Русские территории не были защищены естественными преградами: морями, горными цепями. Поэтому россияне становились объектом вековых притязаний ближних и дальних соседей. Угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от русского и других народов России колоссальных усилий по обеспечению безопасности страны: огромных материальных затрат, а также значительных людских ресурсов. В интересах безопасности осуществлялась концентрация сил народа: вследствие этого роль государства чрезвычайно возрастала, формировался мобилизационный тип развития. Россия (СССР) неоднократно европейскую цивилизацию от уничтожения. Это имело место в годы монголо-татарского нашествия, было и в период борьбы с захватническими планами Наполеона, во время самой кровопролитной из войн – Второй мировой. В большинстве войн в силу объективных обстоятельств своего географического расположения Россия была вынуждена принимать на себя не только первый, самый сильный удар врага, но и нести самые тяжелые издержки военных конфликтов. Немаловажное значение для нашей истории имело и то обстоятельство, что долгое время Россия была оторвана от морей и морской торговли. Борьба за выход к морю являлась одним из основных направлений развития. Только державы, имеющие выходы к морям, играли и до сих пор играют основополагающую роль в мире и в мировых отношениях. Таковой державой сделал Россию её выход к Балтийским берегам на северо-западе, к Чёрному морю – на юге и к Тихому океану, что завершило освоение Сибири и Дальнего Востока.
2) Восточные славяне в древности: расселение, хозяйство, формирование элит, религиозные верования.
+Первые письменные свидетельства о славянах относятся к 1 тыс н.э., о них сообщают греческие, римские, арабские источники. В эпоху Великого переселения народов (4-6 в.в.) славяне освоили Европу. Они жили в лесной и лесостепной зоне, вели оседлый образ жизни, земледельческое хозяйство. Славянский мир взаимодействовал с готами, с кочевыми народами степи. Расселение: занимали территорию от Карпатских гор до средней Оки. Осваивали Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими и балтийскими племенами. В этот время славяне объединяются в племенные союзы, каждое племя состояло из родов. Поляне жили по среднему течению Днепра, на северо-восток от них расположились северяне, в районе верхней Волги жили кривичи, у озера Ильмень –ильменские словене, по реке Припять дреговичи, древляне. К югу от реки Буг – бужане и волыняне. Между Днепром и Южным Бугом тиверцы. По реке Сожь –радимичи. Хозяйство: основным занятием восточных славян было земледелие(подсечно-огневое, перелог). Основными орудиями труда были соха, деревянный плуг, топор, мотыга. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернотерками. С земледелием тесно связано скотоводство. Разводили коров, свиней, мелкий рогатый скот. Тягловая сила – волы, лошади. Промыслы: рыболовство, охота, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел). Жили славяне общинами, сначала родовой, потом соседской. Это определяло уклад и характерные черты жизни. Хозяйства имели натуральный характер (производили все для собственного потребления). С появлением излишков развивается обмен ( продукты земледелия на ремесленные товары). Появляются города как центры ремесла, торговли, обмена, опорные пункты власти, обороны. Города строились на торговых путях. Историки считают, что в 9 веке на Руси было не менее 24 крупных городов ( Киев, Новгород, Суздаль, Смоленск, Муром …) Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходках (вече). Существовало ополчение, дружина. Собирали полюдье (сбор дани с подвластных племен). Верования – древние славяне были язычниками.Славянские боги олицетворяли силы природы и отражали общественные отношения. Перун – бог грома, войны. Сварог – бог огня. Велес – покровитель скота. Мокошь – оберегала женскую часть хозяйства. Верили в духов –леший, русалки, домовой. Обряды и праздники связаны с земледелием. Отмечали рождение, свадьбы. Почитали предков. Поклонялись явлениям природы.