Не менее драматические и трагические событии, завершившиеся крушением монархических режимов, переживали во втором десятилетии ХХ столетия и народы других государственных объединений Средней Азии - Бухарского эмирата и Хивинского ханства.
Еще под влиянием революционного движения 1905-1907 гг. в России и младотурецкой революции 1908 г. в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате на политическую сцену выходят силы, заявившие, хотя еще и не столь решительно, о своей приверженности реформированию общества. Джадидизм Бухары и Хивы, возникнув одновременно с джадидизмом Туркестана как культурно-просветительское течение, в этот период приобретает политическую окраску.
В предреволюционный период бухарские джадиды, лидерами которых были А.Фитрат, А.Бурханов, У.Ходжаев, в начале своей деятельности открывали новометодные школы, вели пропаганду, направленную против невежества и фанатизма духовенства, разоблачали произвол и злоупотребления эмира и его чиновников, выдвигали идеи упорядочения управления и сбора налогов, ограничения произвола и беззакония, совершаемых местными правителями, выступали за введение хотя бы каких-нибудь правовых гарантий, необходимых для нормального функционирования хозяйственной жизни страны, за ослабление цензурного гнета. Особое внимание джадиды уделяли подготовке кадров через учебные заведения мусульманских центров, печатной пропаганде своих идей.
Политическим идеалом более радикальных элементов джадидизма, называвших себя по аналогии с младотурками «младобухарцами» и «младохивинцами», была Турция с её конституцией, народным образованием и уважением к исламу. В тактике они оставались умеренными реформистами. Их конечной целью была конституционная монархия, они добивались реформ в рамках существующего строя. Но даже эти умеренные требования встречали яростное сопротивление, сурово подавлялись. Младобухарцы и младохивинцы вынуждены были действовать в нелегальных условиях, уйдя в глубокое подполье.
С воодушевлением в Бухаре и Хиве была воспринята весть о Февральской революции в России. После Февральской революции младобухарцы и младохивинцы стали открыто выступать против неограниченной власти эмира и хана. В этот период их политическая программа сводилась к следующему: создание представительного органа при эмире и хане; улучшение администрации и установление контроля над нею представителей народа; отмена налогов, не предусмотренных шариатом; предоставление народу свободы школ и печати; смена отдельных наиболее фанатичных и реакционных должностных лиц.
5 апреля 1917 г. в Хивинском ханстве был обнародован манифест. По нему власть хана ограничивалась меджлисом (парламентом), избиравшемся из представителей духовенства и буржуазии, и Советом назиров (министров). Правительство и меджлис возглавляли младохивинцы, которые в установлении конституционной монархии видели исполнение своих реформаторских устремлений.
7 апреля 1917 г. бухарский эмир Сейид Алимхан подписал манифест о реформах. В нем эмир обещал упорядочение налоговой системы, учреждение государственного казначейства, установление справедливого правосудия, бюджета с точным исчислением прихода и расхода на государственные надобности, введение контроля над чиновниками с переводом их на государственное жалование, учреждение на выборных началах городского самоуправления, поощрение и содействие развитию промышленности, торговли, науки и образования.
Процветающие города и королевства нуждались в грамотных людях. Нужны были люди, умеющие вести учет поступающих доходов и делопроизводства в городских местах. В городах появились светские школы. Это были частные или субсидируемые городским советом школы. По сравнению с церковными школами они лучше преподавали арифметику и учили письму, давали больше сведений о природе.
В Европе в XII веке появились высшие учебные заведения - университеты. Они открывались в городах, где было сосредоточено лучшие преподаватели и знаменитые ученые. Учеба велась на латинском языке, в них получала образование молодежь многих стран.
При столкновении с горожанами "чужаки", особенно студенты, не могли рассчитывать на поддержку городского суда. Поэтому студенты (от латинского "студере" - "учиться с усердием") и преподаватели объединились в союзы, которые назвалась университетскими. Они избирали свой руководящий орган и суд. Студенты каждой страны организовывали свои землячества, которых называли факультетами. Факультетами руководил деканы. Все студенты и преподаватели избирали руководителя университета -ректора. В университетах изучали теологию, юриспруденцию, медицину. Студенты слушали и записывали лекции преподавателей. Преподаватели читали отрывки из книг, объясняли непонятные места.
Не менее драматические и трагические событии, завершившиеся крушением монархических режимов, переживали во втором десятилетии ХХ столетия и народы других государственных объединений Средней Азии - Бухарского эмирата и Хивинского ханства.
Еще под влиянием революционного движения 1905-1907 гг. в России и младотурецкой революции 1908 г. в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате на политическую сцену выходят силы, заявившие, хотя еще и не столь решительно, о своей приверженности реформированию общества. Джадидизм Бухары и Хивы, возникнув одновременно с джадидизмом Туркестана как культурно-просветительское течение, в этот период приобретает политическую окраску.
В предреволюционный период бухарские джадиды, лидерами которых были А.Фитрат, А.Бурханов, У.Ходжаев, в начале своей деятельности открывали новометодные школы, вели пропаганду, направленную против невежества и фанатизма духовенства, разоблачали произвол и злоупотребления эмира и его чиновников, выдвигали идеи упорядочения управления и сбора налогов, ограничения произвола и беззакония, совершаемых местными правителями, выступали за введение хотя бы каких-нибудь правовых гарантий, необходимых для нормального функционирования хозяйственной жизни страны, за ослабление цензурного гнета. Особое внимание джадиды уделяли подготовке кадров через учебные заведения мусульманских центров, печатной пропаганде своих идей.
Политическим идеалом более радикальных элементов джадидизма, называвших себя по аналогии с младотурками «младобухарцами» и «младохивинцами», была Турция с её конституцией, народным образованием и уважением к исламу. В тактике они оставались умеренными реформистами. Их конечной целью была конституционная монархия, они добивались реформ в рамках существующего строя. Но даже эти умеренные требования встречали яростное сопротивление, сурово подавлялись. Младобухарцы и младохивинцы вынуждены были действовать в нелегальных условиях, уйдя в глубокое подполье.
С воодушевлением в Бухаре и Хиве была воспринята весть о Февральской революции в России. После Февральской революции младобухарцы и младохивинцы стали открыто выступать против неограниченной власти эмира и хана. В этот период их политическая программа сводилась к следующему: создание представительного органа при эмире и хане; улучшение администрации и установление контроля над нею представителей народа; отмена налогов, не предусмотренных шариатом; предоставление народу свободы школ и печати; смена отдельных наиболее фанатичных и реакционных должностных лиц.
5 апреля 1917 г. в Хивинском ханстве был обнародован манифест. По нему власть хана ограничивалась меджлисом (парламентом), избиравшемся из представителей духовенства и буржуазии, и Советом назиров (министров). Правительство и меджлис возглавляли младохивинцы, которые в установлении конституционной монархии видели исполнение своих реформаторских устремлений.
7 апреля 1917 г. бухарский эмир Сейид Алимхан подписал манифест о реформах. В нем эмир обещал упорядочение налоговой системы, учреждение государственного казначейства, установление справедливого правосудия, бюджета с точным исчислением прихода и расхода на государственные надобности, введение контроля над чиновниками с переводом их на государственное жалование, учреждение на выборных началах городского самоуправления, поощрение и содействие развитию промышленности, торговли, науки и образования.
Объяснение:
Процветающие города и королевства нуждались в грамотных людях. Нужны были люди, умеющие вести учет поступающих доходов и делопроизводства в городских местах. В городах появились светские школы. Это были частные или субсидируемые городским советом школы. По сравнению с церковными школами они лучше преподавали арифметику и учили письму, давали больше сведений о природе.
В Европе в XII веке появились высшие учебные заведения - университеты. Они открывались в городах, где было сосредоточено лучшие преподаватели и знаменитые ученые. Учеба велась на латинском языке, в них получала образование молодежь многих стран.
При столкновении с горожанами "чужаки", особенно студенты, не могли рассчитывать на поддержку городского суда. Поэтому студенты (от латинского "студере" - "учиться с усердием") и преподаватели объединились в союзы, которые назвалась университетскими. Они избирали свой руководящий орган и суд. Студенты каждой страны организовывали свои землячества, которых называли факультетами. Факультетами руководил деканы. Все студенты и преподаватели избирали руководителя университета -ректора. В университетах изучали теологию, юриспруденцию, медицину. Студенты слушали и записывали лекции преподавателей. Преподаватели читали отрывки из книг, объясняли непонятные места.
Объяснение: