вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в европе в iv—vii веках, главным образом с периферии римской империи, инициированное вторжением гуннов с востока в середине iv века н. э.
одним из ключевых событий был климатический пессимум раннего средневековья, ставший катализатором многих миграций. великое переселение можно рассматривать в качестве составной части миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро западной римской империи (включая в первую очередь италию, галлию, испанию и отчасти дакию), куда направилась, в конечном счёте, масса германских переселенцев, к началу v века новой эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими . поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а впоследствии и религиозными и конфликтами между германскими племенами и романизированным оседлым населением. великие переселения заложили наследия для образования и развития на европейском континенте новых государств в период средневековья.
основные черты развития западного и восточного типов цивилизации в древности таковы:
1) отсутствие ценности личности, индивида на востоке (не случайно одним из наиболее распространенных символов восточной культуры является изображение человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося "течению реки" - природе, государству) - раннее создание основ гражданского общества, предусматривающих право каждого участвовать в , признание его личности, прав и свобод на западе.
2) стабильность восточной цивилизации, чрезвычайно медленный темп изменений (новые культуры не разрушают старые, а вписываются и растворяются в них); воспроизводство и сохранение биологических и социальных устоев жизни, верность традициям (недаром восточные цивилизации часто называют "традиционными обществами") -динамичный характер развития общества в цивилизации западной;
3) общественная собственность в восточном государстве на средства производства, землю и воду, признание за частным лицом лишь прав владельца; отсутствие на востоке хозяйственной самостоятельности частных лиц, бюрократический контроль - преобладание в античном государстве частнособственнических интересов, ранняя ориентация на рынок;
4) абсолютное преобладание государства над обществом, регулирование всего многообразия человеческих отношений (на востоке) -незначительное вмешательство государства в частную жизнь граждан (на западе);
5) регулирующая роль религии, совокупности морально-этических принципов в обществе восточном - подчеркнутое уважение в обществе западном к законам, в рамках которых действуют ремесло и торговля;
6) деспотизм как общая линия социально-политического развития восточных цивилизаций - и появление на западе первого в образца народовластия, демократии (хотя и ограниченной). данное противоречие представляет особый интерес в наше время.
вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в европе в iv—vii веках, главным образом с периферии римской империи, инициированное вторжением гуннов с востока в середине iv века н. э.
одним из ключевых событий был климатический пессимум раннего средневековья, ставший катализатором многих миграций. великое переселение можно рассматривать в качестве составной части миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро западной римской империи (включая в первую очередь италию, галлию, испанию и отчасти дакию), куда направилась, в конечном счёте, масса германских переселенцев, к началу v века новой эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими . поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а впоследствии и религиозными и конфликтами между германскими племенами и романизированным оседлым населением. великие переселения заложили наследия для образования и развития на европейском континенте новых государств в период средневековья.
ответ:
основные черты развития западного и восточного типов цивилизации в древности таковы:
1) отсутствие ценности личности, индивида на востоке (не случайно одним из наиболее распространенных символов восточной культуры является изображение человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося "течению реки" - природе, государству) - раннее создание основ гражданского общества, предусматривающих право каждого участвовать в , признание его личности, прав и свобод на западе.
2) стабильность восточной цивилизации, чрезвычайно медленный темп изменений (новые культуры не разрушают старые, а вписываются и растворяются в них); воспроизводство и сохранение биологических и социальных устоев жизни, верность традициям (недаром восточные цивилизации часто называют "традиционными обществами") -динамичный характер развития общества в цивилизации западной;
3) общественная собственность в восточном государстве на средства производства, землю и воду, признание за частным лицом лишь прав владельца; отсутствие на востоке хозяйственной самостоятельности частных лиц, бюрократический контроль - преобладание в античном государстве частнособственнических интересов, ранняя ориентация на рынок;
4) абсолютное преобладание государства над обществом, регулирование всего многообразия человеческих отношений (на востоке) -незначительное вмешательство государства в частную жизнь граждан (на западе);
5) регулирующая роль религии, совокупности морально-этических принципов в обществе восточном - подчеркнутое уважение в обществе западном к законам, в рамках которых действуют ремесло и торговля;
6) деспотизм как общая линия социально-политического развития восточных цивилизаций - и появление на западе первого в образца народовластия, демократии (хотя и ограниченной). данное противоречие представляет особый интерес в наше время.