R На основі тексту складіть словничок «Середньовічні університети». По-
діліться з класом, які із слів ви вже знали, а які виявилися новими.
у XII-XIII ст. викладачі та студенти
тами.
ника
міських шкіл почали створювати особли-
Університет (від латинсько-
ві об'єднання, що називались університе-
го — «сукупність, спільно-
та») — вищий навчальний за-
Університети не тільки давали висо-
клад, де готують спеціаліс-
тів із різних галузей знань,
кий рівень освіти та свободи, а й забез- ведуть наукову роботу.
печували розвиток науки, міста і навіть
держави, у якій вони діяли. Найперші з них виникли в Болоньї (Італія),
Парижі (Франція), Оксфорді (Англія). До кінця XV ст. у Європі було за-
сновано понад 60 університетів. Університети самі обирали свого очіль-
ректора, самостійно визначали склад викладачів і могли су-
дити своїх учнів. Учні називалися студентами, що латиною означає
«старанно вчитися».
В університетах так само вивчали «сім вільних мистецтв», але на
вищому рівні. Провчившись п'ять-сім років, можна було вступити
на старші факультети — богословський, юридичний і медичний.
Основними заняттями вважалися лекції, що читалися вранці та вве-
чері. Одягнений у чорну мантію магістр-викладач читав уголос яку-
небудь учену книгу, не дозволяючи собі ні на букву відступити від
тексту.
Інший вид занять диспути словесні двобої, під час яких студен-
ти вже мали право не тільки поставити запитання викладачу, ай висту-
пити самі й навіть запропонувати будь-яку тему для обговорення.
Перемагав на диспуті не той, хто більше знав, а той, хто переконливіше
доводив свою точку зору.
Христианство можно сравнить с культом Митры, который был распространен в Римской империи в I-IV веках н. э. . Так же как христиане, сторонники культа Митры устраивали ритуальные трапезы, собирались в подземных святилищах, остатки которых в большом количестве сохранились в нашего времени. Во многом культ Митры схож с христианством, так например в культе используется образ воскресения, образ каменной пещеры также при трапезах прихилиникы культа использовали хлеб и вино, христианский автор Иустин Философ называет это "подражание злых демонов христианству". Во II-IV вв. митраизм был одним из главных соперников христианства.
КАРТА СРАЖЕНИЯ
Монгольская армия вторглась из Северного Кавказа в 1222 году на земли половецких племен, по личному поручению Чингисхана, вождя монгольской Орды.
Тогда хан половцев обратился за к князьям Руси, после чего была собрана армия, состоящая из войск нескольких русских княжеств и собранных половцами сил.
Вполне возможно, судьба битвы была бы иной, если бы русское войско дождалось всех высланных в сил, однако был некоторый риск, что половцы переметнутся на сторону монгол.
Войска собрались на Зарубе, однако у них не было единого командующего – воины подчинялись лишь своим князьям, а половцы пошли под командование киевского князя. Монголы прислали посольство, однако русские князья приказали казнить послов.
Войско двинулось на ладьях в низовья Днепра, и двинулось на восток, объединившись с дополнительными отрядами у Хортицы.
Передовой отряд монголов, встретившийся им неподалеку от Днепра, был разбит, и русские войска около двух недель двигались на восток, остановившись у реки Калка.
Там же они столкнулись еще с одним монгольским отрядом, и уверились в своем преимуществе, разбив его. Однако основные войска монголов находились за рекой.
Сама битва оказалась весьма краткой - монголы были достаточно хитрыми – они заманили основной отряд русичей в засаду ложным отступлением, после чего бегущие воины смешали еще не переправившееся войска.
Многие русские князья были захвачены в плен и казнены, и это поражение позволило монголам без препятствий разграбить южные земли современной Украины.
Впрочем, монголы добрались до владений волжских булгар, где и были разбиты.
Лишь через 13 лет монголы сумели снарядить новый поход на русские земли.
Таким образом, битва при Калке обернулась великим бедствием для княжеств Киевской Руси, лишь дальнейшее поражение монгол сумело отложить окончательную гибель русских княжеств.
выбирай
думаю я тебе