РАБОЧИЙ ЛИСТ 1. Мастер (фамилия, имя): Тема: Россия Ивана Великого. Вторая половина XV века
(Н) – необходимый уровень, «хорошо». (П) – повышенный уровень, «отлично»
Задание 1. Умение определять свою позицию и аргументировать её.
Россия Ивана Великого – это Европа (Запад) или Азия (Восток)? Аргументируй свою позицию.
1) Прочитай признаки «Востока» и «Запада» конца Средневековья. 2) Из текстов выпиши факты (отдельные достоверные знания, отвечающие на вопросы – кто, где, когда, что, сколько…), свидетельствующие в пользу каждой позиции. 3) Подсчитай, каких фактов больше; оцени, какие весомее. 4) Сформулируй свою позицию (точку зрения) и аргументы - мысли, доказывающие правильность твоей позиции через связь признаков (критериев) истины с фактами.
(Н) – использованы только выделенные в текстах слова и указаны номера признаков Востока или Запада, к которым они относятся, в конце - позиция и один аргумент. (П) – использованы все выделенные слова и объяснено, как они связаны с признаками Запада или Востока, в конце - позиция и три аргумента.
«ЕВРОПА-ЗАПАД» «АЗИЯ-ВОСТОК»
Факты и их связь с признаками Запада:
1. Объединение одного народа (язык, самосознание) в национальное государство Факты и их связь с признаками Востока:
1.Объединение земель разных народов удачливым завоевателем
§22 или текст Создание Российского государства
Факты и их связь с признаками Запада:
2. Во власти участвуют: сословные собрания рыцарей, духовенства, горожан.
3. Армия - ополчение сеньоров-вассалов и наемные полки конницы, пехоты.
4. Налоги - с согласия сословий.
5. Закон важнее желания чиновника
6. Образец - Римская империя. Факты и их связь с признаками Востока:
2. Во власти участвуют: только чиновники монарха
3. Армия - ополчения землевладельцев, строго подчинённых монарху.
4. Налоги устанавливают: только монарх.
5. Желание чиновника важнее закона.
6. Образец - империя Чингисхана.
§23 или текст Власть в Российском государстве Они получали от государя поместье – деревню с крестьянами. Крестьяне платили дворянину оброк, а дворянин покупал коня, доспехи, саблю и являлся на государеву службу в поместное дворянское ополчение
Факты и их связь с признаками Запада:
7. Собственность преобладает: частная
8. Хозяйства в основном: товарные (производят одно, остальное покупают).
9. Знать и воины: свободны в выборе службы, защищают личную честь.
10. Горожане и часть крестьяне: свободны в выборе места жизни, защите своих прав. Факты и их связь с признаками Востока:
7. Собственность главная - государственная
8. Хозяйства в основном: натуральные (всё производят сами, почти не покупают)
9. Знать и воины: во владениях, службе и титулах зависят от воли монарха.
10. Горожане и крестьяне: чаще НЕ свободны в выборе места жизни, подконтрольны.
§24 или текст Жители Российского государства
Факты и их связь с признаками Запада:
11. Наука основана на опытах и логике.
12. Светские школы и университеты.
13. Готический стиль и стиль Возрождения.
14. Большое число ересей, проявлений светской городской, рыцарской культуры Факты и их связь с признаками Востока:
11. Элементы научных знаний .
12. Школы с религиозным образованием.
13. Стили разных цивилизаций
14. Безусловное господство религии во всех областях культуры
§25 или текст Культура Российского государства
Подсчет
Позиция и аргумента-ция Я считаю, что Российское государство Ивана Великого , потому что
1) (признак+факт)
2) (признак+факт),
3 (признак+факт),
В 19 веке жизнь европейских жителей менялась быстрее, чем когда-либо. Разрушение прежних традиций и основ и быстрые изменения во всех сферах жизни были настолько глубокими, что это ощущалось как признак возникновения совершенно новой формы бытия, совершенно новой социальной системы. Философы и историки называют этот период «капиталистическим», «индустриальным», «модернизированным» (современным) обществом.
В европейском обществе процесс секуляризации жизни был очень масштабным. Можно сказать о том, что происходило освобождение власти от религии. Принципы свободы вероисповедания, отделения церкви от государства, отмены цензуры церкви в значительной степени вызвали новый виток развития общественного сознания. Секуляризация поддерживалась не только развитием науки, но и ростом образования в одно и то же время.
Объяснение:
В конце века был изобретен пароход, машина, а также началась эра авиации, открылись телеграф, телефон, газовое и электрическое освещение, радио, фонограф и граммофон, живопись и кино. Изобретения и разработки появлялись один за другим, преобразовывали прежние отрасли и создавали новые.
В течение века тихие и малонаселенные города превратились в крупные промышленные центры. Города с населением в 1 миллион человек становятся все более многогранной индустриальной цивилизацией, в отличие от своих предшественников, предлагающих совершенно новые условия.
Постепенно все европейские страны вступили в индустриальную гонку: наука не только появилась, но и довольно быстро развилась, так как перешла от сбора фактов к построению новых моделей и теорий, и так появилась теоретическая наука. Например, был сформулирован закон сохранения и превращения энергии физиками, в биологии - клеточная теория и эволюционная теория и так далее. Так, что наука воспринималась как совершенное знание природы и человека.