Для Германии существовала еще одна не менее серьезная опасность, исходившая от тщеславных герцогов, постоянно стремившихся к власти и независимости. Оттон благополучно избавился от этой проблемы, проводя мудрую политику. В борьбе с герцогами он опирался на епископов и аббатов. Епископам часто предоставлялись важные политические посты не только потому, что они были образованными людьми и прекрасными администраторами, - у них не было наследников, которые могли бы представлять угрозу королевской власти. Оттон I, укрепив свое влияние, как и Карл Великий, занял Рим, в политике которого царил хаос. В 962 г. он получил из рук Иоанна XII императорскую корону. Так была создана средневековая Германская империя. Оттону также удалось подчинить себе и римской католической церкви западнославянские племена и тем самым обезопасить восточные рубежи государства. Далее следует рассмотреть положение церкви и императора. До падения империи в 1806 г. титул императора принадлежал только королю Германии. Ни один правитель, если он не был королем Германии, не имел права носить императорскую корону. В конце XV в. государство стало называться "Священная Римская империя германской нации". Начиная с Оттона I, папство было поставлено в зависимость от императорской власти. Приблизительно до середины XI в. императоры самовольно смещали и утверждали пап. В своей политике они опирались на епископов, поскольку сами назначали их и внимательно следили за тем, чтобы ключевые церковные должности занимали только угодные им лица. Это не могло не вызвать протеста со стороны папства.
Другие страны изживали феодальную систему по-своему и в иных хронологических рамках, хотя капиталистический уклад проник в городское хозяйство и деревню практически в каждой из них.
Абсолютизм во Франции. Во второй половине XV в. при Людовике XI(1423-1483) в основ-ном завершилась централизация государства. По мере его единения укреплялся абсолютизм, кото-рый усилился после религиозных войн 1562-1594 гг. между католиками и гугенотами. И в том и в другом лагере наиболее активной силой были низшие сословия и мелкое дворянство, а возглавля-ла борьбу феодальная знать, заинтересованная в ограничении королевской власти. Предводители католиков – герцоги Гизы, гугенотов – Антуан Бурбон (1518-1562), принц Луи II Конде (1621-1686), адмирал Г. Колиньи (1519-1572), а также Генрих Наваррский – будущий король Франции Генрих IV (1553-1610). Когда в 1594 г. Генрих IV вступил на престол, он перешел в католичество, военные действия в основном закончились. В 1598 г. был подписан Нантский эдикт, по которому господствующей религией оставался католицизм, но гугенотам предоставлялась свобода вероис-поведания и богослужения в городах (кроме Парижа).
С 1302 г. во Франции избирались Генеральные штаты – сословно-представительное учреж-дение, состоящее из депутатов духовенства, дворянства и лиц третьего сословия. Генеральные штаты созывал король, как правило, для получения согласия на сбор налогов. По мере укрепления абсолютизма роль этого учреждения уменьшалась. В 1614 г. при Людовике XIII (1601-1643) Гене-ральные штаты были распущены, так как депутаты от третьего сословия высказались за распро-странение налогов на ранее не облагаемые земли дворянства и духовенства, отмену других приви-легий высших сословий и ограничение административного произвола. В течение дальнейших 175 лет Генеральные штаты не собирались.
Абсолютизм во Франции достиг апогея при Людовике XIV (1638-1715), ставшем королем в 1643 г. Его власть была настолько неограниченной, что легенда приписывает ему изречение; «Го-сударство – это я». Расточительство королевского двора, фаворитизм, оплата огромного бюрокра-тического аппарата (самого многочисленного), большие военные расходы1, обязательства по госу-дарственному долгу – все это вынуждало королевскую власть увеличивать налоги, на что подат-ные (непривилегированные) сословия отвечали многочисленными восстаниями (1548, 1624, 1639 и др.).
Далее следует рассмотреть положение церкви и императора. До падения империи в 1806 г. титул императора принадлежал только королю Германии. Ни один правитель, если он не был королем Германии, не имел права носить императорскую корону. В конце XV в. государство стало называться "Священная Римская империя германской нации".
Начиная с Оттона I, папство было поставлено в зависимость от императорской власти. Приблизительно до середины XI в. императоры самовольно смещали и утверждали пап. В своей политике они опирались на епископов, поскольку сами назначали их и внимательно следили за тем, чтобы ключевые церковные должности занимали только угодные им лица. Это не могло не вызвать протеста со стороны папства.
Другие страны изживали феодальную систему по-своему и в иных хронологических рамках, хотя капиталистический уклад проник в городское хозяйство и деревню практически в каждой из них.
Абсолютизм во Франции. Во второй половине XV в. при Людовике XI(1423-1483) в основ-ном завершилась централизация государства. По мере его единения укреплялся абсолютизм, кото-рый усилился после религиозных войн 1562-1594 гг. между католиками и гугенотами. И в том и в другом лагере наиболее активной силой были низшие сословия и мелкое дворянство, а возглавля-ла борьбу феодальная знать, заинтересованная в ограничении королевской власти. Предводители католиков – герцоги Гизы, гугенотов – Антуан Бурбон (1518-1562), принц Луи II Конде (1621-1686), адмирал Г. Колиньи (1519-1572), а также Генрих Наваррский – будущий король Франции Генрих IV (1553-1610). Когда в 1594 г. Генрих IV вступил на престол, он перешел в католичество, военные действия в основном закончились. В 1598 г. был подписан Нантский эдикт, по которому господствующей религией оставался католицизм, но гугенотам предоставлялась свобода вероис-поведания и богослужения в городах (кроме Парижа).
С 1302 г. во Франции избирались Генеральные штаты – сословно-представительное учреж-дение, состоящее из депутатов духовенства, дворянства и лиц третьего сословия. Генеральные штаты созывал король, как правило, для получения согласия на сбор налогов. По мере укрепления абсолютизма роль этого учреждения уменьшалась. В 1614 г. при Людовике XIII (1601-1643) Гене-ральные штаты были распущены, так как депутаты от третьего сословия высказались за распро-странение налогов на ранее не облагаемые земли дворянства и духовенства, отмену других приви-легий высших сословий и ограничение административного произвола. В течение дальнейших 175 лет Генеральные штаты не собирались.
Абсолютизм во Франции достиг апогея при Людовике XIV (1638-1715), ставшем королем в 1643 г. Его власть была настолько неограниченной, что легенда приписывает ему изречение; «Го-сударство – это я». Расточительство королевского двора, фаворитизм, оплата огромного бюрокра-тического аппарата (самого многочисленного), большие военные расходы1, обязательства по госу-дарственному долгу – все это вынуждало королевскую власть увеличивать налоги, на что подат-ные (непривилегированные) сословия отвечали многочисленными восстаниями (1548, 1624, 1639 и др.).