Еще в 17 веке казаки были распространены ПО ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. Источники того времени упоминают казаков: яицких, донских, волжских, терских, днепровских, запорожских, мещерских, псковских, рязанских, а также городских, т.е. находящихся в ГОРОДАХ. Упоминаются также казаки ордынские, азовские, ногайские и т.д..
Перед очерчиванием Земли Войска Донского отметим, что в 17 веке никаких демаркационных линий не существовало, владения закреплялись расселением и естественно активной защитой своих территорий в пограничных - украинных районах.
В 1614 г. во время смуты в грамоте от «царя и великого князя всея Руси, Михаила Федоровича» с требованием в походе против Заруцкого и Маринки определяется признанная область расселения Войска Донского, «...атаманы и казаки, и все ваше Войско нижних и верхних юртов и запольных речек..»(1614, Д.Д.1). С верхними и нижними юртами понятно, речь идет о Доне, а что же это за запольные речки, откуда можно набрать существенное количество войсковых казаков? Полем на Руси называлась территория, располагавшаяся ниже лесной кромки, южнее Воронежа. Значит запольные речки это притоки Дона и их бассейны: Северский Донец, Хопер и Медведица. По берегам Северского Донца выше станицы Луганской имелись значительные лесные массивы, с отступом от берега в степь «...и 8 и 15 верст и измерения не проводились за дальностью...» (П.В.С.), не удивительно что именно здесь уже во времена (1571 г.) Ивана Грозного и Бориса Годунова имелись засеки и городки Айдаровский и Бахмутский. Засеки в лесных массивах издревле использовались славянами в военно-оборонительных целях, а в памяти донских казаков засеки сохранены в походных песнях – «…а кто первый до засеков добежит, тому крест Георгиевский надлежит…».
правовой (санкционированный) обычай - одна из наиболее древних форм права. правовой обычай - это правило поведения, которое в силу многократного повторения становится привычкой, передается из поколения в поколение и защищается принудительной силой государства. известно много случаев, когда обычаи родового строя, трансформируясь, перерастали постепенно в санкционированные обычаи. самыми распространенными обычаями при родовом строе были обычаи кровной мести и обычаи "око за око, зуб за зуб", т.н. принцип "талиона". постепенно эти обычаи заменялись штрафом, а штраф по мере расслоения общества на группы уже приобретал дифференцированный характер. как известно, в казахском обществе обычаи служили основным источником права. соответственно, в казахском обществе основной формой права являлся правовой или санкционированный обычай. основным актом, где были правовые обычаи являлся свод законов хана тауке "жеты жаргы".
на арене в конце семнадцатого столетия был хан тауке (1680-1718 гг.) тауке-хан, сын жангир-хана, многое сделавший для объединения всех жузов и улусов. в первую очередь он укрепил центральное правительство, создал государственный совет и совет биев. все важнейшие вопросы страны, в т. ч. военные, решались на этих советах. также хан тауке впервые в казахской степи разработал и утвердил писаный свод законов «жеты жаргы» («семь уложений»). это были законы, охватывавшие практически все стороны жизни общества.
по некоторым данным, на холме мартобе (в нынешнем сайрамском районе южно-казахстанской области) в конце – 17 начале 18 века в годы правления последнего хана объединенного казахского ханства тауке (1680-1715 г. г.) собирались ежегодные майские курултаи всех трех казахских жузов для решения дел значимых для всего ханства. именно здесь тауке-хан объявил свод законов "жеты жаргы", ставший первым сводом общеказахского права. здесь же проводилась ханская торговая ярмарка.
основные сведения о «жетi жаргы» (своде законов хана тауке)
изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. эта работа проводилась весь xviib. и при хане тауке нашла свое закрепление в своде законов "жетi жаргы" (семь установлений). разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале xvii в. и включал в себя следующие основные разделы:
1. земельный закон (жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
2. семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности , имущественные права членов семьи.
3. военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
4. положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
5. уголовный закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
6. закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
7. закон о вдовах (жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
кроме "жетi жаргы" продолжал использоваться в качестве источника права и "кодекс касыма", особенно в области международного права. своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев - "ереже", и "билер сезi" - рассказы, содержащие сведения о практике суда биев - судебном преценденте.
судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. судебная функция была в руках биев-родоправителей. особо сложные дела рассматривались съездом биев. в разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. за разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение - бийлик, ханлык, а также различные подарки.
если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то ис
Еще в 17 веке казаки были распространены ПО ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. Источники того времени упоминают казаков: яицких, донских, волжских, терских, днепровских, запорожских, мещерских, псковских, рязанских, а также городских, т.е. находящихся в ГОРОДАХ. Упоминаются также казаки ордынские, азовские, ногайские и т.д..
Перед очерчиванием Земли Войска Донского отметим, что в 17 веке никаких демаркационных линий не существовало, владения закреплялись расселением и естественно активной защитой своих территорий в пограничных - украинных районах.
В 1614 г. во время смуты в грамоте от «царя и великого князя всея Руси, Михаила Федоровича» с требованием в походе против Заруцкого и Маринки определяется признанная область расселения Войска Донского, «...атаманы и казаки, и все ваше Войско нижних и верхних юртов и запольных речек..»(1614, Д.Д.1). С верхними и нижними юртами понятно, речь идет о Доне, а что же это за запольные речки, откуда можно набрать существенное количество войсковых казаков? Полем на Руси называлась территория, располагавшаяся ниже лесной кромки, южнее Воронежа. Значит запольные речки это притоки Дона и их бассейны: Северский Донец, Хопер и Медведица. По берегам Северского Донца выше станицы Луганской имелись значительные лесные массивы, с отступом от берега в степь «...и 8 и 15 верст и измерения не проводились за дальностью...» (П.В.С.), не удивительно что именно здесь уже во времена (1571 г.) Ивана Грозного и Бориса Годунова имелись засеки и городки Айдаровский и Бахмутский. Засеки в лесных массивах издревле использовались славянами в военно-оборонительных целях, а в памяти донских казаков засеки сохранены в походных песнях – «…а кто первый до засеков добежит, тому крест Георгиевский надлежит…».
жеті жаргы
правовой (санкционированный) обычай - одна из наиболее древних форм права. правовой обычай - это правило поведения, которое в силу многократного повторения становится привычкой, передается из поколения в поколение и защищается принудительной силой государства. известно много случаев, когда обычаи родового строя, трансформируясь, перерастали постепенно в санкционированные обычаи. самыми распространенными обычаями при родовом строе были обычаи кровной мести и обычаи "око за око, зуб за зуб", т.н. принцип "талиона". постепенно эти обычаи заменялись штрафом, а штраф по мере расслоения общества на группы уже приобретал дифференцированный характер. как известно, в казахском обществе обычаи служили основным источником права. соответственно, в казахском обществе основной формой права являлся правовой или санкционированный обычай. основным актом, где были правовые обычаи являлся свод законов хана тауке "жеты жаргы".
на арене в конце семнадцатого столетия был хан тауке (1680-1718 гг.) тауке-хан, сын жангир-хана, многое сделавший для объединения всех жузов и улусов. в первую очередь он укрепил центральное правительство, создал государственный совет и совет биев. все важнейшие вопросы страны, в т. ч. военные, решались на этих советах. также хан тауке впервые в казахской степи разработал и утвердил писаный свод законов «жеты жаргы» («семь уложений»). это были законы, охватывавшие практически все стороны жизни общества.
по некоторым данным, на холме мартобе (в нынешнем сайрамском районе южно-казахстанской области) в конце – 17 начале 18 века в годы правления последнего хана объединенного казахского ханства тауке (1680-1715 г. г.) собирались ежегодные майские курултаи всех трех казахских жузов для решения дел значимых для всего ханства. именно здесь тауке-хан объявил свод законов "жеты жаргы", ставший первым сводом общеказахского права. здесь же проводилась ханская торговая ярмарка.
основные сведения о «жетi жаргы» (своде законов хана тауке)
изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. эта работа проводилась весь xviib. и при хане тауке нашла свое закрепление в своде законов "жетi жаргы" (семь установлений). разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале xvii в. и включал в себя следующие основные разделы:
1. земельный закон (жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
2. семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности , имущественные права членов семьи.
3. военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
4. положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
5. уголовный закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
6. закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
7. закон о вдовах (жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
кроме "жетi жаргы" продолжал использоваться в качестве источника права и "кодекс касыма", особенно в области международного права. своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев - "ереже", и "билер сезi" - рассказы, содержащие сведения о практике суда биев - судебном преценденте.
судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. судебная функция была в руках биев-родоправителей. особо сложные дела рассматривались съездом биев. в разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. за разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение - бийлик, ханлык, а также различные подарки.
если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то ис