Митрополит Кирилл об Александре Невском: "Александр Невский не был представителем цеха, потому что он одновременно был величайшим стратегом… человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода". Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 г. над шведским отрядом, которым, по легенде, командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер. Александр лично участвовал в битве, “самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь”. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским, но впервые это прозвище встречается в источниках только с XIV в.
Александр Невский ранит Биргера. Картина Николая Рериха Русский народ воспринял Невскую победу как, прежде всего, победу религиозную: русские люди, имея небольшое войско, с Божьей отстояли своё православие. Летопись о сражении упоминает о видении, явившемся перед битвой начальнику сторожевого поста у устья Невы финну Пелгусию. Он видел, как по реке плыли в ладье святые князья Борис и Глеб и как Борис говорил Глебу: "Брат Глеб, прикажи гребцам грести побыстрее – поспешим на сроднику нашему Александру". Сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли. Другое важное значение этой победы было в том, что она показала правильность русского подхода к строительству многонационального государства. Инородцы финны, только что начинавшие принимать православие, считали себя полностью русскими. Духовно они уже слились с Русью и добровольно всячески русским. Человеческое отношение русских к инородцам являлось полной противоположностью отношения других европейцев к завоёванным народам. Славяне и другие народности, жившие по берегам Балтийского моря, жестоко обращались в рабов своими тевтонскими (немецкими) и шведскими завоевателями-феодалами и пытались от них освободиться. 5 апреля 1242 г. состоялось знаменитое Ледовое побоище. Рыцари, по своему обыкновению, построились узким и глубоким клином – «свиньей». Пехота, состоявшая из зависимых эстов, двигалась внутри колонны. Предполагая, что крестоносцы постараются ударить в центр русской позиции, Александр Невский расположил в средине своего войска новгородских пеших ратников, защищенных тяжелыми дощатыми доспехами, а на флангах – конную дружину. Ливонцы потеснили стоявшую в центре пехоту, но в результате оказались окружены русской конницей. Ее флангового удара войска Ордена не выдержали и обратились в бегство. Апрельский лед трескался и проваливался под тяжестью закованных в латы всадников. Многие воины Ордена утонули, другие оказались в плену. Новгородская летопись сообщала, что погибло «чуди без числа, а немец 400, а 50 взято в плен». Если учесть, что все эти 450 человек были рыцарями, то следует признать Ледовое побоище грандиозным сражением. В самых крупных битвах средневековья погибало, как правило, не более нескольких десятков рыцарей. Очевидно, что в числе «немец 400» были не одни рыцари, но также их оруженосцы и военные слуги. Ведь Тевтонский и Ливонский ордены вместе насчитывали в то время немногим более сотни рыцарей. Немецкая хроника утверждает, что в Ледовом побоище пало 25 рыцарей, но эти данные, вероятно, преуменьшены. Впрочем, значение сражения не определяется числом погибших. В результате победы Александра Невского на Чудском озере Орден вынужден был прислать в Новгород послов и отказаться от агрессивных замыслов по отношению к Руси. Победа над крестоносцами имела и иное значение: она положила предел попыткам навязать Руси католицизм. Александр Невский выступил как защитник православия. В его «Житии» впервые была сформулирована идея религиозного противостояния православной Руси католическому Западу. Это во многом сделало его одним из главных героев русской национальной истории.
Победа русских на льду Чудского озера вдохновила на борьбу стонавшее под тяжелым игом немецких крестоносцев население земель, захваченных орденом. Во многих местах вспыхивали восстания против ордена. В Пруссии восставшее население, которое возглавил славянский князь в Святополк, родственник галицко-волынского князя Даниила Романовича, вышло совершенно из-под власти немецко-католических захватчиков. На пруссам пришел литовский князь Миндовг, Святополк, поддержанный Миндовгом, нанес ордену жестокое поражение. Полный разгром, который потерпели немецкие рыцари Тевтонского ордена на льду Чудского озера, не скоро был забыт. Они были окончательно отброшены от русской границы.
Рыцари и после этого еще совершали набеги, вторжения и временные захваты некоторых русских городов. Но это был отдельные эпизоды.
Соляной Бунт- восстание в Москве в 1648 году. Причины его – в налоговой политике государства, росте налогового гнета населения. Казна испытывала потребность в деньгах, как в связи с преодолением последствий Смуты, так и в связи с активной внешней политикой. Правительство Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги подняв в 1646 году цену на соль в четыре раза. Но вместо пополнения казны вновь происходит сокращение доходов, ибо народ оказался не в состоянии покупать соль по новой цене. В 1647 году правительство налог отменяет, но решено было взыскать недоимки за три года любыми Восстание в Москве началось 1 июня 1648 года. Бунт начался, казалось бы, с мелочи. Возвращаясь с богомолья из Троицко-Сергиевской лавры, молодой царь Алексей Михайлович был облеплен челобитчиками, просившими царя сместить с должности начальника Земской управы Л. С. Плещеева, мотивируя это желание несправедливостью Леонтия Степановича: тем, что он брал взятки, творил несправедливый суд, но со стороны государя не произошло никаких ответных действий. Тогда жалобщики решили обратиться к царице, но это тоже ничего не дало: стража разогнала людей. Некоторые были арестованы. На следующий день царь устроил крестный ход но и тут появились жалобщики требовавшие освободить арестованных первого числа челобитчиков и всё-таки решить вопрос со случаями мздоимства. Царь попросил разъяснений по этому делу своего “дядьку” и родственника - боярина Бориса Ивановича Морозова. На следующий день бунта к царским ослушникам присоединились подневольные люди. Они потребовали выдачи бояр-мздоимцев: Б. Морозова, Л. Плещеева, П. Траханионова, Н. Чистого. Эти чиновники опираясь на власть особо приближенного к царю И. Д. Милославского, угнетали москвичей. Они “творили несправедливый суд” , брали взятки. На третий день “соляного” бунта “чернью” было разгромлено около семидесяти дворов особо ненавистных дворян. Одного из бояр (Назария Чистого) - инициатора введения огромного налога на соль “чернь” избила и изрубила на куски. После этого случая царь был вынужден обратиться к духовенству и оппозиции к морозовской придворной клике. Была выслана новая депутация бояр, возглавил которую Никита Иванович Романов - родственник царя Алексея Михайловича. . В результате был договор о выдаче Плещеева и Траханионова, которого царь еще в самом начале бунта назначил воеводой в один из провинциальных городков. Иначе дело обстояло с Плещеевым: его в тот же день казнили на Красной площади и выдали его голову толпе. После этого в Москве возник пожар, в результате которого выгорела половина Москвы. Говорили, что пожар устроили люди Морозова дабы отвлечь народ от бунта. Продолжались требования о выдаче Траханионова; власти решили пожертвовать им лишь бы прекратить мятеж. Были посланы стрельцы в тот город, где воеводствовал сам Траханионов. Четвертого июня тысяча шестьсот сорок восьмого года боярина также казнили. Теперь взгляд бунтовщиков приковал боярин Морозов. Но царь решил не жертвовать столь “ценным” человеком и Морозова сослали в Кирилло-Белозерский монастырь с тем, чтобы вернуть его как только бунт утихнет, но боярин будет настолько напуган бунтом, что уже никогда не будет принимать активное участие в государственных делах. Шестнадцатого июля был созван Земский собор, решивший принять ряд новых законов. В январе тысяча шестьсот сорок девятого года было утверждено Соборное Уложение. Вот результат “соляного” бунта: правда восторжествовала, народные обидчики наказаны и в довершение ко всему - принято Соборное Уложение, которое было призвано облегчить народную долю и избавить управленческий аппарат от коррупции.
Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 г. над шведским отрядом, которым, по легенде, командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер. Александр лично участвовал в битве, “самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь”. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским, но впервые это прозвище встречается в источниках только с XIV в.
Александр Невский ранит Биргера. Картина Николая Рериха
Русский народ воспринял Невскую победу как, прежде всего, победу религиозную: русские люди, имея небольшое войско, с Божьей отстояли своё православие. Летопись о сражении упоминает о видении, явившемся перед битвой начальнику сторожевого поста у устья Невы финну Пелгусию. Он видел, как по реке плыли в ладье святые князья Борис и Глеб и как Борис говорил Глебу: "Брат Глеб, прикажи гребцам грести побыстрее – поспешим на сроднику нашему Александру". Сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.
Другое важное значение этой победы было в том, что она показала правильность русского подхода к строительству многонационального государства. Инородцы финны, только что начинавшие принимать православие, считали себя полностью русскими. Духовно они уже слились с Русью и добровольно всячески русским. Человеческое отношение русских к инородцам являлось полной противоположностью отношения других европейцев к завоёванным народам. Славяне и другие народности, жившие по берегам Балтийского моря, жестоко обращались в рабов своими тевтонскими (немецкими) и шведскими завоевателями-феодалами и пытались от них освободиться.
5 апреля 1242 г. состоялось знаменитое Ледовое побоище. Рыцари, по своему обыкновению, построились узким и глубоким клином – «свиньей». Пехота, состоявшая из зависимых эстов, двигалась внутри колонны. Предполагая, что крестоносцы постараются ударить в центр русской позиции, Александр Невский расположил в средине своего войска новгородских пеших ратников, защищенных тяжелыми дощатыми доспехами, а на флангах – конную дружину.
Ливонцы потеснили стоявшую в центре пехоту, но в результате оказались окружены русской конницей. Ее флангового удара войска Ордена не выдержали и обратились в бегство. Апрельский лед трескался и проваливался под тяжестью закованных в латы всадников. Многие воины Ордена утонули, другие оказались в плену. Новгородская летопись сообщала, что погибло «чуди без числа, а немец 400, а 50 взято в плен». Если учесть, что все эти 450 человек были рыцарями, то следует признать Ледовое побоище грандиозным сражением. В самых крупных битвах средневековья погибало, как правило, не более нескольких десятков рыцарей. Очевидно, что в числе «немец 400» были не одни рыцари, но также их оруженосцы и военные слуги. Ведь Тевтонский и Ливонский ордены вместе насчитывали в то время немногим более сотни рыцарей. Немецкая хроника утверждает, что в Ледовом побоище пало 25 рыцарей, но эти данные, вероятно, преуменьшены.
Впрочем, значение сражения не определяется числом погибших. В результате победы Александра Невского на Чудском озере Орден вынужден был прислать в Новгород послов и отказаться от агрессивных замыслов по отношению к Руси. Победа над крестоносцами имела и иное значение: она положила предел попыткам навязать Руси католицизм. Александр Невский выступил как защитник православия. В его «Житии» впервые была сформулирована идея религиозного противостояния православной Руси католическому Западу. Это во многом сделало его одним из главных героев русской национальной истории.
Победа русских на льду Чудского озера вдохновила на борьбу стонавшее под тяжелым игом немецких крестоносцев население земель, захваченных орденом. Во многих местах вспыхивали восстания против ордена. В Пруссии восставшее население, которое возглавил славянский князь в Святополк, родственник галицко-волынского князя Даниила Романовича, вышло совершенно из-под власти немецко-католических захватчиков. На пруссам пришел литовский князь Миндовг, Святополк, поддержанный Миндовгом, нанес ордену жестокое поражение.
Полный разгром, который потерпели немецкие рыцари Тевтонского ордена на льду Чудского озера, не скоро был забыт. Они были окончательно отброшены от русской границы.
Рыцари и после этого еще совершали набеги, вторжения и временные захваты некоторых русских городов. Но это был отдельные эпизоды.
Бунт начался, казалось бы, с мелочи. Возвращаясь с богомолья из Троицко-Сергиевской лавры, молодой царь Алексей Михайлович был облеплен челобитчиками, просившими царя сместить с должности начальника Земской управы Л. С. Плещеева, мотивируя это желание несправедливостью Леонтия Степановича: тем, что он брал взятки, творил несправедливый суд, но со стороны государя не произошло никаких ответных действий. Тогда жалобщики решили обратиться к царице, но это тоже ничего не дало: стража разогнала людей. Некоторые были арестованы. На следующий день царь устроил крестный ход но и тут появились жалобщики требовавшие освободить арестованных первого числа челобитчиков и всё-таки решить вопрос со случаями мздоимства. Царь попросил разъяснений по этому делу своего “дядьку” и родственника - боярина Бориса Ивановича Морозова.
На следующий день бунта к царским ослушникам присоединились подневольные люди. Они потребовали выдачи бояр-мздоимцев: Б. Морозова, Л. Плещеева, П. Траханионова, Н. Чистого.
Эти чиновники опираясь на власть особо приближенного к царю И. Д. Милославского, угнетали москвичей. Они “творили несправедливый суд” , брали взятки. На третий день “соляного” бунта “чернью” было разгромлено около семидесяти дворов особо ненавистных дворян. Одного из бояр (Назария Чистого) - инициатора введения огромного налога на соль “чернь” избила и изрубила на куски.
После этого случая царь был вынужден обратиться к духовенству и оппозиции к морозовской придворной клике. Была выслана новая депутация бояр, возглавил которую Никита Иванович Романов - родственник царя Алексея Михайловича. . В результате был договор о выдаче Плещеева и Траханионова, которого царь еще в самом начале бунта назначил воеводой в один из провинциальных городков. Иначе дело обстояло с Плещеевым: его в тот же день казнили на Красной площади и выдали его голову толпе. После этого в Москве возник пожар, в результате которого выгорела половина Москвы. Говорили, что пожар устроили люди Морозова дабы отвлечь народ от бунта. Продолжались требования о выдаче Траханионова; власти решили пожертвовать им лишь бы прекратить мятеж. Были посланы стрельцы в тот город, где воеводствовал сам Траханионов. Четвертого июня тысяча шестьсот сорок восьмого года боярина также казнили. Теперь взгляд бунтовщиков приковал боярин Морозов. Но царь решил не жертвовать столь “ценным” человеком и Морозова сослали в Кирилло-Белозерский монастырь с тем, чтобы вернуть его как только бунт утихнет, но боярин будет настолько напуган бунтом, что уже никогда не будет принимать активное участие в государственных делах.
Шестнадцатого июля был созван Земский собор, решивший принять ряд новых законов. В январе тысяча шестьсот сорок девятого года было утверждено Соборное Уложение. Вот результат “соляного” бунта: правда восторжествовала, народные обидчики наказаны и в довершение ко всему - принято Соборное Уложение, которое было призвано облегчить народную долю и избавить управленческий аппарат от коррупции.