или Петр Конашевич — впоследствии отчество в этой форме сделалось как бы составной частью или приставкой к фамилии) — гетман запорожских казаков, происходил из дворянской семьи; род. в с. Вишеньке близ Самбора (в Прикарпатской Руси). Родовое прозвание гетмана — Сагайдачный — по-видимому, восточного происхождения; сагайдак — слово татарское, значит в прямом смысле — дикий козел, а в переносном — лук, обтянутый кожей дикого козла. О жизни С. до выступления его в роли предводителя малороссийских казаков не сохранилось почти никаких известий; хронологические даты остаются невыясненными и даже важнейшая — год рождения — не установлена хотя бы с приблизительною точностью. Известно только, что С. обучался в знаменитом Острожском училище, по окончании которого, весьма вероятно, продолжал свое образование в одном из западных рассадников просвещения. Последнее предположение находит себе некоторое основание в том, что С. считался образованнейшим человеком своего времени; между прочим его перу принадлежит полуофициальное сочинение "Объяснение об унии", о котором канцлер Лев Сапега в письме 12 марта 1622 г. к Иосафату Кунцевичу отзывается с высокою похвалою, называя этот труд "предрагоценным сочинением". Когда С. поступил в ряды запорожского войска, в точности неизвестно; время это определяют приблизительно — конец XVI в. Во всяком случае с достоверностью можно предположить, что С. быстро выдвинулся среди рядовых казаков своим умом, образованностью, а также теми качествами, которыми прославлена его деятельность в роли предводителя казацкого войска — именно отвагой, предприимчивостью и политической дальновидностью. По свидетельству Конисского в "Истории Руссов", С. уже в 1598 г. сосредоточивает в своих руках власть главы казацкого войска; по мнению Максимовича, С. был выбран в гетманы казацкой общиной вскоре после 1601 г., когда запорожскому войску были возвращены некоторые права и привилегии; в новейших же исследованиях эта дата отодвигается к более позднему времени, но точно определить ее невозможно ввиду отсутствия прямых указаний в источниках.
ЦЕРКОВЬ 1. Религиозная организация духовенства и верующих, объединённая общностью верований и обрядности; религия, проповедуемая такой организацией. Православная ц. Католическая ц. Отцы церкви (толкователи христианского вероучения). 2. Здание, в котором происходит христианское богослужение. Белокаменная ц. Деревянная ц. Трёхглавая ц. Венчаться, отпевать кого-л. в церкви. Ходить в ц. (также: быть верующим). Евангелическая ц. Баптистская ц. Лютеранская ц. < Церквушка, -и; мн. род. -шек, дат. -шкам; ж. Уменьш.-ласк. (2 зн.). Церковка, -и; мн. род. -вок, дат. -вкам; ж. Уменьш. (2 зн.).
3) В расширенном словоупотреблении — организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. СОБ˜ОР, в истории — собрание выборных или назначенных лиц для совета и решения важнейших дел. В России 16-17 веках собирались Земские соборы. Решением церковных дел занимались Церковные соборы. В культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает тенденции господствующего архитектурного стиля своего времени. Наиболее известны соборы Парижской богоматери, святых Петра в Риме, Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Кельнский собор в Германии. В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм.
СОБОР 1. Ист. Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения вопросов организации, управления и т.п. Земский с. // Религ. Собрание, съезд представителей высшего духовенства христианской церкви, общецерковный съезд. Созвать с. Вселенский с. Поместный с. (съезд духовенства страны или какой-л. области). 2. Главная или большая церковь в городе, в монастыре. < Соборный, -ая, -ое. С-ое постановление. С-ые грамоты. С. колокол. С. протоиерей. С. хор.
1.
Религиозная организация духовенства и верующих, объединённая общностью верований и обрядности; религия, проповедуемая такой организацией. Православная ц. Католическая ц. Отцы церкви
(толкователи христианского вероучения).
2.
Здание, в котором происходит христианское богослужение. Белокаменная ц. Деревянная ц. Трёхглавая ц. Венчаться, отпевать кого-л. в церкви. Ходить в ц. (также:
быть верующим). Евангелическая ц. Баптистская ц. Лютеранская ц. < Церквушка, -и; мн. род. -шек, дат. -шкам; ж. Уменьш.-ласк. (2 зн.). Церковка, -и; мн. род. -вок, дат. -вкам; ж. Уменьш. (2 зн.).
3) В расширенном словоупотреблении — организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.
СОБ˜ОР, в истории — собрание выборных или назначенных лиц для совета и решения важнейших дел. В России 16-17 веках собирались Земские соборы. Решением церковных дел занимались Церковные соборы. В культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает тенденции господствующего архитектурного стиля своего времени. Наиболее известны соборы Парижской богоматери, святых Петра в Риме, Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Кельнский собор в Германии. В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм.
СОБОР
1. Ист.
Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения вопросов организации, управления и т.п. Земский с. // Религ.
Собрание, съезд представителей высшего духовенства христианской церкви, общецерковный съезд. Созвать с. Вселенский с. Поместный с.
(съезд духовенства страны или какой-л. области).
2.
Главная или большая церковь в городе, в монастыре. < Соборный, -ая, -ое. С-ое постановление. С-ые грамоты. С. колокол. С. протоиерей. С. хор.