Существует представление о том, что влияние западных традиций на Россию началось при царе-реформаторе, Петре Ι Великом.
Возможно миф был во многом создан романом А.К. Толстого «Петр I» и его экранизацией в двух фильмах: «Юность Петра» и «В начале славных дел».Действительность
Однако если присмотреться к этому сюжету детальнее, то получается, что еще при его предшественниках некоторые традиции западноевропейских стран усваивались при дворе. Это прослеживалось на протяжении ΧVII века.
На самом деле определенная линия сближения с западом прослеживается еще в правление Бориса Годунова. Как отмечает Р.Г. Скрынников в своей монографии «Борис Годунов царь» признавал, что отношения с западом важны для Российского государства. Борис первым из русских правителей отправил молодых дворян для обучения наукам за границу. Он вынашивал планы учреждения в России школ и даже университета по европейскому образцу. Он проявлял живой интерес к просвещению и культуре, к успехам западной цивилизации. Более того, именно Борисом был сформирован из наемников-немцев собственный отряд телохранителей.
Предвосхищая начинания Петра, Борис Годунов поощрял торговлю с западными странами. Немецкие купцы, переселенные в Россию из завоеванных Ливонских городов, получили от казны ссуды и право свободно перемещаться как внутри страны, так и за ее пределами.
Однако сначала голод, а затем и Смутное время помешали осуществить все идеи. Короткое и трагическое царствование Лжедмитрия еще больше пестрило иностранным влиянием. Это был первый царь, который не привык спать после обеда, согласно традиции. Именно Лжедмитрий отменил для дворян запрет на выезд за рубеж, именно он заявил о своем намерении открыть в России первый университет и отправить русских дворян на обучение за границу. Это был первый из царей, который одевался на западный манер. Однако эти идеи авантюриста не нашли поддержки ни у знатной верхушки, ни у московского люда.
Московское восстание и дальнейший ход Смуты, разумеется, отложил реализацию многих этих планов почти на сто лет. Страна была настолько разорена. На какое-то время иностранное не проявлялось в придворном этикете.
Продолжая разговор о Петре, считается, что именно при нем возникла регулярная армия, организованная на европейский манер. Однако следует учесть, что для этого действа уже была подготовлена хорошая почва. Уже в ΧVII веке формируются полки «нового строя», они вооружались по образцу западноевропейских армий. Эти полки были солдатские, рейтарские и драгунские. В 1631 году было сформировано 2 солдатских полка, а во время русско-польской войны 1632-1634 гг. — еще 6 солдатских, один рейтарский и один драгунский полк. Эти полки стали постепенно вытеснять собой стрелецкое войско. Участие в войнах стрелецкого контингента, составлявшего постоянный контингент вооруженных сил, значительно сокращается. Стрельцы выполняли теперь преимущественно полицейские функции. А вместо стрелецкого войска в вооруженных силах все большее значение приобретали именно полки нового строя.
Безусловно необходимо приписать в заслугу Петра Великого создание флота России по европейскому образцу. Петр Ι считал, что «Всякой потентатъ, который едино войско сухопутное имѣетъ, одну руку имѣетъ; а который и флотъ имѣетъ, обѣ руки имѣетъ». Однако и у этого мероприятия были свои предпослылки. Даже Н.И. Павленков, один из современных исследователей Петра I отмечает, что на верфи в подмосковном селе Дединове по царскому указу 1667 года было намечено построить несколько морских судов для защиты торговых интересов русских купцов у Астрахани. Так был создан корабль «Орел». Его вооружение составляли 22 пищали. Это был первый парусный корабль, заложенный на территории России. Однако его постигла незавидная судьба: корабль «Орел» с незаконченной оснасткой находился у Астрахани и был захвачен и сожжен Степаном Разиным в 1670 году.
XVII век по сути своей оказался столетием обмирщения русской культуры, проникновения в нее светских начал. Образованные слои горожан уже не довольствовались усвоением богословских истин и проявляли интерес к научным знаниям, к литературе, рассказывающей не о подвигах библейских героев, а о жизни обыкновенных людей. В живописи наметилась тенденция к реализму, в архитектуре пробивали путь светские элементы.
Таким образом, стоит признать, что иностранное влияние при дворе прослеживалось и раньше правления Петра Ι. Конечно, оно оставляло свое отражение в культуре Российского государства. Однако это нисколько не умаляет заслуг реформ Петра. Ведь стоит признать, что именно его преобразования прочно засели в российскую политическую идеологию и культуру. И конечно, именно его преобразования затронули почти всю элитарную среду, что не проявлялось среди его предшественников. Возможно, именно благодаря этому в массовом сознании он и воспринимается как первый правитель, в эпоху которого Россия оказалась в зоне европейского влияния.
Тасмолинская культура — археологическая культура, к которой относятся памятники Центрального Казахстана эпохи раннего железа. Такое название основано на данных многочисленных археологических раскопок в урочище Тасмола.
Тасмолинская культура
Железный век
В составе Культуры сако-массагетского круга
Локализация Центральный Казахстан
Датировка VII—III в. до н. э.
Преемственность
Бегазы-Дандыбаевская культура →
Эпоха раннего железа в Центральном Казахстане датируется VII—I в. до н. э. Это время широкого распространения особого типа погребальных сооружений на значительной территории современной Карагандинской области (Казахстан). Исследованием памятников раннего железного века на территории Сарыарки занимался археолог Мир Касымович Кадырбаев[1] и др. Традиционно в развитии тасмолинской археологической культуры выделяют три этапа[2]:
ранний (VII—VI вв. до н. э.);
средний (V—III вв. до н. э.);
поздний (III—I вв. до н. э.).
А. З. Бейсенов выделил поздний, коргантасский этап (курганы с жертвенными отсеками и др.) с рядом аналогий на территории Синьцзяна, Монголии, Алтая; по А. Д. Таирову, это — мигранты[3].
Главное отличие памятников урочища Тасмола — это получившие широкое распространение именно в Центральном Казахстане так называемые, «курганы с усами». Несмотря на многовариантность данных памятников, почти все они объединены в единый архитектурный комплекс: они представлены главным курганом с погребением и вторым курганом, где обычно находится захоронение лошади, и, наконец, двумя дугообразными каменными «усами», всегда вытянутыми на восток.
Археологи выделяют четыре разновидности таких курганов с «усами»[4]:
1 тип — когда с восточной стороны более крупного кургана строят один курган поменьше, а от малого кургана с восточной стороны отходит цепь — «усы»;
2 тип — когда два кургана строятся рядом, в направлении с юга на север, а затем от обоих курганов в восточном направлении отходит, похожая на усы каменная дуга;
3 тип — когда строится большой курган, а затем на нем возвышается другой, меньший по размеру; каменная дуга строится с восточной стороны главного кургана;
4 тип — аналогично 3 типу, за исключением того, что нет четких границ разделения между большим и малым курганом.
Археологи сходятся во мнении, что в элементах комплекса курганов с каменными грядами прослеживаются атрибуты солярного (то есть солнечного) культа: «усы» сложены «входом» на восток, к утреннему солнцу, жертвоприношение солнечному божеству коня. Нередки также находки прокаленного грунта и следы кострищ по концам каменных гряд.
Изученные памятники, определяют западную границу культуры в районе гор Улытау, южную — по Северной Бетпакдале и Северному Прибалхашью, восточную — по пришидертинским и баянаульским степям и далее к югу до Шубартау[5].
Распад тасмолинской культуры связывают с миграциями в восточной части сарматских археологических культур, юэчжей, усуней, хунну.
Существует представление о том, что влияние западных традиций на Россию началось при царе-реформаторе, Петре Ι Великом.
Возможно миф был во многом создан романом А.К. Толстого «Петр I» и его экранизацией в двух фильмах: «Юность Петра» и «В начале славных дел».Действительность
Однако если присмотреться к этому сюжету детальнее, то получается, что еще при его предшественниках некоторые традиции западноевропейских стран усваивались при дворе. Это прослеживалось на протяжении ΧVII века.
На самом деле определенная линия сближения с западом прослеживается еще в правление Бориса Годунова. Как отмечает Р.Г. Скрынников в своей монографии «Борис Годунов царь» признавал, что отношения с западом важны для Российского государства. Борис первым из русских правителей отправил молодых дворян для обучения наукам за границу. Он вынашивал планы учреждения в России школ и даже университета по европейскому образцу. Он проявлял живой интерес к просвещению и культуре, к успехам западной цивилизации. Более того, именно Борисом был сформирован из наемников-немцев собственный отряд телохранителей.
Предвосхищая начинания Петра, Борис Годунов поощрял торговлю с западными странами. Немецкие купцы, переселенные в Россию из завоеванных Ливонских городов, получили от казны ссуды и право свободно перемещаться как внутри страны, так и за ее пределами.
Однако сначала голод, а затем и Смутное время помешали осуществить все идеи. Короткое и трагическое царствование Лжедмитрия еще больше пестрило иностранным влиянием. Это был первый царь, который не привык спать после обеда, согласно традиции. Именно Лжедмитрий отменил для дворян запрет на выезд за рубеж, именно он заявил о своем намерении открыть в России первый университет и отправить русских дворян на обучение за границу. Это был первый из царей, который одевался на западный манер. Однако эти идеи авантюриста не нашли поддержки ни у знатной верхушки, ни у московского люда.
Московское восстание и дальнейший ход Смуты, разумеется, отложил реализацию многих этих планов почти на сто лет. Страна была настолько разорена. На какое-то время иностранное не проявлялось в придворном этикете.
Продолжая разговор о Петре, считается, что именно при нем возникла регулярная армия, организованная на европейский манер. Однако следует учесть, что для этого действа уже была подготовлена хорошая почва. Уже в ΧVII веке формируются полки «нового строя», они вооружались по образцу западноевропейских армий. Эти полки были солдатские, рейтарские и драгунские. В 1631 году было сформировано 2 солдатских полка, а во время русско-польской войны 1632-1634 гг. — еще 6 солдатских, один рейтарский и один драгунский полк. Эти полки стали постепенно вытеснять собой стрелецкое войско. Участие в войнах стрелецкого контингента, составлявшего постоянный контингент вооруженных сил, значительно сокращается. Стрельцы выполняли теперь преимущественно полицейские функции. А вместо стрелецкого войска в вооруженных силах все большее значение приобретали именно полки нового строя.
Безусловно необходимо приписать в заслугу Петра Великого создание флота России по европейскому образцу. Петр Ι считал, что «Всякой потентатъ, который едино войско сухопутное имѣетъ, одну руку имѣетъ; а который и флотъ имѣетъ, обѣ руки имѣетъ». Однако и у этого мероприятия были свои предпослылки. Даже Н.И. Павленков, один из современных исследователей Петра I отмечает, что на верфи в подмосковном селе Дединове по царскому указу 1667 года было намечено построить несколько морских судов для защиты торговых интересов русских купцов у Астрахани. Так был создан корабль «Орел». Его вооружение составляли 22 пищали. Это был первый парусный корабль, заложенный на территории России. Однако его постигла незавидная судьба: корабль «Орел» с незаконченной оснасткой находился у Астрахани и был захвачен и сожжен Степаном Разиным в 1670 году.
XVII век по сути своей оказался столетием обмирщения русской культуры, проникновения в нее светских начал. Образованные слои горожан уже не довольствовались усвоением богословских истин и проявляли интерес к научным знаниям, к литературе, рассказывающей не о подвигах библейских героев, а о жизни обыкновенных людей. В живописи наметилась тенденция к реализму, в архитектуре пробивали путь светские элементы.
Таким образом, стоит признать, что иностранное влияние при дворе прослеживалось и раньше правления Петра Ι. Конечно, оно оставляло свое отражение в культуре Российского государства. Однако это нисколько не умаляет заслуг реформ Петра. Ведь стоит признать, что именно его преобразования прочно засели в российскую политическую идеологию и культуру. И конечно, именно его преобразования затронули почти всю элитарную среду, что не проявлялось среди его предшественников. Возможно, именно благодаря этому в массовом сознании он и воспринимается как первый правитель, в эпоху которого Россия оказалась в зоне европейского влияния.
Тасмолинская культура — археологическая культура, к которой относятся памятники Центрального Казахстана эпохи раннего железа. Такое название основано на данных многочисленных археологических раскопок в урочище Тасмола.
Тасмолинская культура
Железный век
В составе Культуры сако-массагетского круга
Локализация Центральный Казахстан
Датировка VII—III в. до н. э.
Преемственность
Бегазы-Дандыбаевская культура →
Эпоха раннего железа в Центральном Казахстане датируется VII—I в. до н. э. Это время широкого распространения особого типа погребальных сооружений на значительной территории современной Карагандинской области (Казахстан). Исследованием памятников раннего железного века на территории Сарыарки занимался археолог Мир Касымович Кадырбаев[1] и др. Традиционно в развитии тасмолинской археологической культуры выделяют три этапа[2]:
ранний (VII—VI вв. до н. э.);
средний (V—III вв. до н. э.);
поздний (III—I вв. до н. э.).
А. З. Бейсенов выделил поздний, коргантасский этап (курганы с жертвенными отсеками и др.) с рядом аналогий на территории Синьцзяна, Монголии, Алтая; по А. Д. Таирову, это — мигранты[3].
Главное отличие памятников урочища Тасмола — это получившие широкое распространение именно в Центральном Казахстане так называемые, «курганы с усами». Несмотря на многовариантность данных памятников, почти все они объединены в единый архитектурный комплекс: они представлены главным курганом с погребением и вторым курганом, где обычно находится захоронение лошади, и, наконец, двумя дугообразными каменными «усами», всегда вытянутыми на восток.
Археологи выделяют четыре разновидности таких курганов с «усами»[4]:
1 тип — когда с восточной стороны более крупного кургана строят один курган поменьше, а от малого кургана с восточной стороны отходит цепь — «усы»;
2 тип — когда два кургана строятся рядом, в направлении с юга на север, а затем от обоих курганов в восточном направлении отходит, похожая на усы каменная дуга;
3 тип — когда строится большой курган, а затем на нем возвышается другой, меньший по размеру; каменная дуга строится с восточной стороны главного кургана;
4 тип — аналогично 3 типу, за исключением того, что нет четких границ разделения между большим и малым курганом.
Археологи сходятся во мнении, что в элементах комплекса курганов с каменными грядами прослеживаются атрибуты солярного (то есть солнечного) культа: «усы» сложены «входом» на восток, к утреннему солнцу, жертвоприношение солнечному божеству коня. Нередки также находки прокаленного грунта и следы кострищ по концам каменных гряд.
Изученные памятники, определяют западную границу культуры в районе гор Улытау, южную — по Северной Бетпакдале и Северному Прибалхашью, восточную — по пришидертинским и баянаульским степям и далее к югу до Шубартау[5].
Распад тасмолинской культуры связывают с миграциями в восточной части сарматских археологических культур, юэчжей, усуней, хунну.