Осмысление хода истории неизбежно вызывает вопросы о роли в ней той или иной личности: изменила ли она ход истории; было ли неизбежным такое изменение или нет; что случилось бы без этого деятеля? и т. п. Из очевидной истины, что именно люди делают историю, вытекает важная проблема философии истории о соотношении закономерного и случайного, которая, в свою очередь, тесно связана с вопросом о роли личности. В самом деле, жизнь любого человека всегда соткана из случайностей: родится он в тот или иной момент, вступит в брак с тем партнером или другим, умрет рано или будет жить долго и т. п.[1] С одной стороны, мы знаем огромное число случаев, когда смена личностей (даже при таких драматических обстоятельствах, как череда убийств монархов и переворотов) не влекла решающих перемен. С другой стороны, бывают обстоятельства, о которых сказано далее, когда даже мелочь может стать решающей. Таким образом, уловить, от чего зависит роль личности: от нее самой, исторической ситуации, исторических законов, случайностей или от всего сразу, и в какой комбинации, и как именно, – очень сложно.
В любом случае важно понимать, что случайность, совершившись, перестает быть случайностью и превращается в данность, которая в большей или меньшей степени начинает влиять на будущее. Поэтому когда какая-то личность появляется и закрепляется в определенной роли (тем самым затрудняя или облегчая приход других), «случайность перестает быть случайностью именно потому, что налицо данная личность, которая накладывает отпечаток на события… определяя, как они будут развиваться» (Лабриола 1960: 183).
Стремление сохранить проекты реформ в тайне изолировало Александра I от общества. Либеральные дворяне, ставившие перед собой цели во многом схожие с теми, которых хотел добиться царь, стали создавать тайные организации для борьбы против власти. Общество и власть трагически разошлись.
Участники движения, получившие впоследствии название декабристов, понимали гибельность крепостного права для развития российской экономики. Но гораздо сильнее их отталкивала от крепостничества его жестокость.
Движение декабристов началось в среде образованных дворян, выросших на литературе Просвещения, подчеркивавшей равенство естественных прав людей. Право одного человека владеть другими людьми выглядело в их глазах глубоко безнравственным.
На мировоззрение декабристов глубоко повлияла Отечественная война. Они называли себя детьми "1812 года". Победа над Наполеоном вызвала к жизни патриотическую гордость за свою страну. Но к ней примешивалась горечь: русский народ, освободивший Европу, оставался в рабстве. Даже ополченцы, вернувшиеся с войны, должны были вновь выходить на барщину.
Осмысление хода истории неизбежно вызывает вопросы о роли в ней той или иной личности: изменила ли она ход истории; было ли неизбежным такое изменение или нет; что случилось бы без этого деятеля? и т. п. Из очевидной истины, что именно люди делают историю, вытекает важная проблема философии истории о соотношении закономерного и случайного, которая, в свою очередь, тесно связана с вопросом о роли личности. В самом деле, жизнь любого человека всегда соткана из случайностей: родится он в тот или иной момент, вступит в брак с тем партнером или другим, умрет рано или будет жить долго и т. п.[1] С одной стороны, мы знаем огромное число случаев, когда смена личностей (даже при таких драматических обстоятельствах, как череда убийств монархов и переворотов) не влекла решающих перемен. С другой стороны, бывают обстоятельства, о которых сказано далее, когда даже мелочь может стать решающей. Таким образом, уловить, от чего зависит роль личности: от нее самой, исторической ситуации, исторических законов, случайностей или от всего сразу, и в какой комбинации, и как именно, – очень сложно.
В любом случае важно понимать, что случайность, совершившись, перестает быть случайностью и превращается в данность, которая в большей или меньшей степени начинает влиять на будущее. Поэтому когда какая-то личность появляется и закрепляется в определенной роли (тем самым затрудняя или облегчая приход других), «случайность перестает быть случайностью именно потому, что налицо данная личность, которая накладывает отпечаток на события… определяя, как они будут развиваться» (Лабриола 1960: 183).
Объяснение:
Стремление сохранить проекты реформ в тайне изолировало Александра I от общества. Либеральные дворяне, ставившие перед собой цели во многом схожие с теми, которых хотел добиться царь, стали создавать тайные организации для борьбы против власти. Общество и власть трагически разошлись.
Участники движения, получившие впоследствии название декабристов, понимали гибельность крепостного права для развития российской экономики. Но гораздо сильнее их отталкивала от крепостничества его жестокость.
Движение декабристов началось в среде образованных дворян, выросших на литературе Просвещения, подчеркивавшей равенство естественных прав людей. Право одного человека владеть другими людьми выглядело в их глазах глубоко безнравственным.
На мировоззрение декабристов глубоко повлияла Отечественная война. Они называли себя детьми "1812 года". Победа над Наполеоном вызвала к жизни патриотическую гордость за свою страну. Но к ней примешивалась горечь: русский народ, освободивший Европу, оставался в рабстве. Даже ополченцы, вернувшиеся с войны, должны были вновь выходить на барщину.