Вопрос о национальной идее России имеет длительную историю. Он столь же важен для страны, как вопрос о смысле жизни для каждого человека. Без ответа на вопрос о национальной идеи государства, его цели, ценностях, жизненная энергия, успех становятся малоосязаемыми и труднодостижимыми. Современная Россия особо остро сталкивается с этим вопросом в двух аспектах. Во-первых, во внешнем мире: что есть национальная идея современной России, зачем она в мировой истории, каков ее современный вклад в развитие мира, как осуществляется поиск национальной идеи России? Этот вопрос сродни поискам «русской идеи», волновавшим многих русских мыслителей, начиная с Достоевского, Соловьева, Бердяева. Во-вторых, чтобы говорить о смысле жизни, нужно, чтобы жизнь была! Чтобы говорить о России, ее миссии и предназначенности, необходимо, чтобы Россия существовала! Получается даже, что это не «во-вторых», а «во-первых»! В ХХ веке Россия как государственность была разрушена дважды. В современности многое указывает на очередную угрозу этого уровня, на угрозу национальной идеи именно современной России.В коллективной монографии на основе мультидисциплинарного научного подхода, логико-философского и математического моделирования успешности страны, в качестве показателя ее жизне проанализирована специфика России как цивилизации, как государства, как страны, как человеческого сообщества, как государства устремленного в будущее. Показана связь качества конкретного многофакторного государственного управления, общественной активности и успешности страны в целом. Выявлены специфические ключи к успеху России, отличающиеся от таковых для иных государств-цивилизаций. Показано, что современная социально-экономическая и политическая модель страны мало совместима с жизне России, национальная идея государства - отсутствует.«Модель страны», «успешность страны» вводятся как базовые категории в научно формализованном пространстве функций цели и множества независимых параметров государственного управления, управленческого выбора. Установлена связь Основного закона (Конституции) России, программирующего развитие страны, с реальными ее достижениями и вызовами. По результатам исследования предложены научный макет новой Конституции России, Доктрина безопасности и развития России и производная от этих базовых документов система нормативно-правовых актов, институциональных, социально-экономических, региональных, финансовых, внешнеполитических и гуманитарных принципов жизнеустройства России.
Течение в абстрактном искусстве, возникшее в США в 1940-х годах, и представленное главным образом творчеством художников Нью-Йоркской школы. Абстрактный экспрессионизм продолжил «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, абстрактных формах и взяв за главный творческий принцип самопроизвольное, автоматическое нанесение красок на холст, происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний….
Franz-Kline-xx-Black-on-Green-Red-and-Yellow-1948Ф.Клайн. Чёрное на зелёном,красном и жёлтом.1948
В стремительном ритме художники покрывали поверхность холста крупными энергичными мазками, при этом нередко прибегая к приему дриппинга (разбрызгивание краски или выдавливание из тюбика). Процесс создания картины часто происходил публично: перед зрительской аудиторией разыгрывался целый спектакль, в котором жесты и движения художника играли такую же активную роль, как и потоки краски, падающие и разливающиеся по холсту.
Абстрактный экспрессионизм доминировал в американской культуре вплоть до начала 1960-х годов, став одним из первых серьезных течений в американской живописи и повлияв на процесс развития всего мирового искусства.
АБСТРАКЦИОНИЗМ
1В.Кандинский. Композиция 8 1913.
Одно из главных художественных направлений в искусстве 20 века, в котором структура произведения основывается исключительно на формальных элементах — линии, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации. Произведения абстракционизма отрешены от форм самой жизни: беспредметные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движения мысли и эмоциональные сопереживания.
Нельзя назвать ни точного времени возникновения абстракционизма, ни его основоположника. Признанными вдохновителями абстракционизма считаются художники Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Модриан, Франтишек Купка, Робер Делоне, изложившие основные положения этого направления в своих теоретических трудах и программных заявлениях.
cmsФ.Леже Девушка с цветком. 1954
Абстракционизм зародился как узкое направление в изобразительном искусстве. В начале1930-х годов стали возникать объединения абстракционистов («конкретное искусство» — 1930 год, «круг и квадрат» — 1930 год, и другие), которые собирали под свои знамена художников разных национальностей и направлений. К середине 1930-х годов интерес к абстракционизму резко упал, и эти объединения распались. Новое рождение он обрел в США, где в начале 1940-х годов появился абстрактный экспрессионизм, оперирующий беспредметными формами для спонтанного выражения внутреннего мира художника.
Последней популярной разновидностью абстракционизма стал зародившийся в 1960-х годах поп-арт, после чего абстрактное искусство ушло в тень.
АВАНГАРДИЗМ
picasso_1921_threemusiciansП. Пикассо Три музыканта 1921
Совокупность новаторских, бунтарских течений и направлений в художественной культуре 20 века. На разных исторических этапах роль авангарда играли сменявшие друг друга течения: 1900–1910-е годы — время появления фовизма, кубизма, футуризма, экспрессионизма, дадаизма, абстрактного искусства; в 1920–1930-х годах на первый план выходит сюрреализм; в послевоенный период возникают новые течения абстракционизма — абстрактный экспрессионизм, ташизм, неформальное искусство и др.; 1960–1970-е годы — переходная эпоха от «классического» авангарда к неоавангарду, или постмодернизму, с его составляющими — акционизмом, поп-артом, концептуализмом, кинетическим искусством и другими арт-практиками.
АКАДЕМИЗМ
iCAR1CFZ8А.Кабанель Федра. 1880
Направление в изобразительном искусстве, базой развития которого служат художественные академии. История развития академизма связана с «Академией вступивших на правильный путь» в Болонье (около 1585 года), французской Королевской академией живописи и скульптуры (1648 год), и российской Академией трех знатнейших художеств (1757 год). В основе деятельности всех заведений лежала строго регламентированная система обучения, ориентированная на великие достижения предшествующих эпох — Античности и итальянского Возрождения, откуда сознательно отбирались отдельные качества классического искусства, принимавшиеся идеальными непревзойденными.
Путь академизма в искусстве не был отмечен какими-либо великими открытиями или достижениями. В силу своей искусственности («сделанности») и эклектичности, он не является художественным стилем.
Течение в абстрактном искусстве, возникшее в США в 1940-х годах, и представленное главным образом творчеством художников Нью-Йоркской школы. Абстрактный экспрессионизм продолжил «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, абстрактных формах и взяв за главный творческий принцип самопроизвольное, автоматическое нанесение красок на холст, происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний….
Franz-Kline-xx-Black-on-Green-Red-and-Yellow-1948Ф.Клайн. Чёрное на зелёном,красном и жёлтом.1948
В стремительном ритме художники покрывали поверхность холста крупными энергичными мазками, при этом нередко прибегая к приему дриппинга (разбрызгивание краски или выдавливание из тюбика). Процесс создания картины часто происходил публично: перед зрительской аудиторией разыгрывался целый спектакль, в котором жесты и движения художника играли такую же активную роль, как и потоки краски, падающие и разливающиеся по холсту.
Абстрактный экспрессионизм доминировал в американской культуре вплоть до начала 1960-х годов, став одним из первых серьезных течений в американской живописи и повлияв на процесс развития всего мирового искусства.
АБСТРАКЦИОНИЗМ
1В.Кандинский. Композиция 8 1913.
Одно из главных художественных направлений в искусстве 20 века, в котором структура произведения основывается исключительно на формальных элементах — линии, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации. Произведения абстракционизма отрешены от форм самой жизни: беспредметные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движения мысли и эмоциональные сопереживания.
Нельзя назвать ни точного времени возникновения абстракционизма, ни его основоположника. Признанными вдохновителями абстракционизма считаются художники Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Модриан, Франтишек Купка, Робер Делоне, изложившие основные положения этого направления в своих теоретических трудах и программных заявлениях.
cmsФ.Леже Девушка с цветком. 1954
Абстракционизм зародился как узкое направление в изобразительном искусстве. В начале1930-х годов стали возникать объединения абстракционистов («конкретное искусство» — 1930 год, «круг и квадрат» — 1930 год, и другие), которые собирали под свои знамена художников разных национальностей и направлений. К середине 1930-х годов интерес к абстракционизму резко упал, и эти объединения распались. Новое рождение он обрел в США, где в начале 1940-х годов появился абстрактный экспрессионизм, оперирующий беспредметными формами для спонтанного выражения внутреннего мира художника.
Последней популярной разновидностью абстракционизма стал зародившийся в 1960-х годах поп-арт, после чего абстрактное искусство ушло в тень.
АВАНГАРДИЗМ
picasso_1921_threemusiciansП. Пикассо Три музыканта 1921
Совокупность новаторских, бунтарских течений и направлений в художественной культуре 20 века. На разных исторических этапах роль авангарда играли сменявшие друг друга течения: 1900–1910-е годы — время появления фовизма, кубизма, футуризма, экспрессионизма, дадаизма, абстрактного искусства; в 1920–1930-х годах на первый план выходит сюрреализм; в послевоенный период возникают новые течения абстракционизма — абстрактный экспрессионизм, ташизм, неформальное искусство и др.; 1960–1970-е годы — переходная эпоха от «классического» авангарда к неоавангарду, или постмодернизму, с его составляющими — акционизмом, поп-артом, концептуализмом, кинетическим искусством и другими арт-практиками.
АКАДЕМИЗМ
iCAR1CFZ8А.Кабанель Федра. 1880
Направление в изобразительном искусстве, базой развития которого служат художественные академии. История развития академизма связана с «Академией вступивших на правильный путь» в Болонье (около 1585 года), французской Королевской академией живописи и скульптуры (1648 год), и российской Академией трех знатнейших художеств (1757 год). В основе деятельности всех заведений лежала строго регламентированная система обучения, ориентированная на великие достижения предшествующих эпох — Античности и итальянского Возрождения, откуда сознательно отбирались отдельные качества классического искусства, принимавшиеся идеальными непревзойденными.
Путь академизма в искусстве не был отмечен какими-либо великими открытиями или достижениями. В силу своей искусственности («сделанности») и эклектичности, он не является художественным стилем.
_~1А.Бугро Отдых во время жатвы. 1865