15.02.2016 урок 43. пелопонесская война и упадок афин скачать файл цели урока: учащимся в осознании причин пелопоннесской войны и упадка афин. повысить уровень понимания учащимися текста. показать губительный характер гражданских войн по отношению к культурным и другим достижениям своего народа. оборудование: карта «древняя греция». памятка «как составить план к тексту» {по количеству учащихся в классе). понятие гражданская война, оформленное на листах бумаги для каждой группы. схема «рабство в греции в v в. до н. э.» ( древнего мира: учеб.для 4-го кл. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения / в. с. кошелев, н. в. байдакова, г. и. довгяло [и др.]; под ред. в. с. кошелева. минск : нар.асвета, 2001. с. 125). листы бумаги любого формата. способ организации деятельности учащихся на уроке: формируются группы по 4 или 6 человек методом случайного выбора или по желанию. описание урока стадия вызова учитель раздает группам (каждому ученику) памятку-алгоритм «как составить план к тексту: внимательно прочитайте текст, вдумайтесь в него. разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. озаглавьте части. подбирая заголовки, постарайтесь заменить глаголы существительными. прочитайте текст еще раз и проверьте, все ли главные мысли вы записали в план. запишите свой план в тетрадь или на лист бумаги. учащиеся знакомятся с содержанием памятки, ее и высказывают предположения — зачем это учебное умение необходимо. (содержание памятки лучше: запоминать изученный материал, выделять самое главное в тексте, последовательно излагать мысли и факты.) стадия осмысления учитель раздает группам листы бумаги, ученикам поручается прочитать второй пункт параграфа (с. 35–37 учебного пособия) и разделить его на части. учитель в это время записывает на доске название плана — «военные действия в ходе пелопоннесской войны». учащиеся, разделив текст на семь частей, каждая из которых соответствует одному абзацу, выписывают на лист бумаги главные мысли (учитель при этом консультирует всех желающих), определяющие содержание этих семи фрагментов текста: в 431 г. до н. э. спарта (пелопоннесцы) осадила афины, афинский флот опустошил прибрежные поселения спарты. афиняне казнили мужчин восставшего города митилены, ненависть участников пелопоннесского союза к афинам возросла. сицилийцы разгромили афинян и многих пленили. в афинах появились предатели. в 405 г. до н. э. спартанцы разгромили афинский флот при «козьих речках», афинские олигархи лишили гражданских прав большую часть афинян. 27 лет продолжалась война. спарта сохранила независимость афинам, которые перестали претендовать на лидерство в греции. в результате опустошительной войны ни спарта, ни другие греческие полисы не могли достигнуть былого могущества. (этот пункт подсказывает учитель.) результаты работы в группах озвучиваются. ученикам предлагается дать название каждой части так, чтобы все глаголы были заменены существительными. (учитель дает консультации, сформулировать мысли всем желающим.) в итоге может получиться следующий примерный план-. осада афин спартой (пелопоннесцами), опустошение прибрежных поселений пелопоннеса афинским флотом (431 г. до н. казнь афинянами восставших митиленцев. 186 i 3. разгром и пленение афинян сицилийцами. предатели среди афинян. разгром спартанцами афинского флота при «козьих речках» (405 г. до н. лишение гражданских прав большинства афинян. афины уступают лидерство в греции. результаты опустошительной гражданской войны. группы озвучивают свои планы. проделанная работа дополняется объяснительным чтением третьего пункта параграфа (о разорении граждан и замене свободных работников рабами), комментируется схема "рабство в греции в v в. до н. э., которую учитель раздает группам.
В XIV—XV вв. в наиболее передовых феодальных странах отдельные звенья этой системы мелкого производства, опутанного сетями феодальной эксплуатации, уже начинают распадаться. В некоторых из этих стран (Италия, Фландрия) появляются первые, спорадически пробивающиеся ростки новых, капиталистических отношений.Период, предшествовавший возникновению капитализма был временем сравнительно быстрого для эпохи средневековья экономического развития западноевропейских стран. В XI—XV вв. феодальные отношения в этих странах, несмотря на тяжесть эксплуатации, всё же открывали перед непосредственными производителями — крестьянами и ремесленниками — определённые возможности для развития их собственного мелкого хозяйства. Крестьяне и ремесленники Италии, Франции, Германии, Англии и других стран, материально заинтересованные в результатах своего труда, в процессе повседневной трудовой деятельности накапливали производственный опыт, совершенствовали орудия труда, улучшали технологию производства тем самым развитию производительных сил. К началу XVI в. это развитие привело к глубоким изменениям в сфере материального производства. Более сложной стала производственная техника, всё настоятельнее требовавшая перехода от мелкого производства к крупному. Вместе с прогрессом техники выросло и углубилось общественное разделение труда. Эти сдвиги наряду с расширением внутреннего и внешнего рынка и были главной причиной указанного экономического переворота в Западной Европе XVI в.можно и 5 звезд
В XIV—XV вв. в наиболее передовых феодальных странах отдельные звенья этой системы мелкого производства, опутанного сетями феодальной эксплуатации, уже начинают распадаться. В некоторых из этих стран (Италия, Фландрия) появляются первые, спорадически пробивающиеся ростки новых, капиталистических отношений.Период, предшествовавший возникновению капитализма был временем сравнительно быстрого для эпохи средневековья экономического развития западноевропейских стран. В XI—XV вв. феодальные отношения в этих странах, несмотря на тяжесть эксплуатации, всё же открывали перед непосредственными производителями — крестьянами и ремесленниками — определённые возможности для развития их собственного мелкого хозяйства. Крестьяне и ремесленники Италии, Франции, Германии, Англии и других стран, материально заинтересованные в результатах своего труда, в процессе повседневной трудовой деятельности накапливали производственный опыт, совершенствовали орудия труда, улучшали технологию производства тем самым развитию производительных сил. К началу XVI в. это развитие привело к глубоким изменениям в сфере материального производства. Более сложной стала производственная техника, всё настоятельнее требовавшая перехода от мелкого производства к крупному. Вместе с прогрессом техники выросло и углубилось общественное разделение труда. Эти сдвиги наряду с расширением внутреннего и внешнего рынка и были главной причиной указанного экономического переворота в Западной Европе XVI в.можно и 5 звезд
Объяснение: