Сейчас много говорят об ошибках перестройки, об отсутствии программы действий. Не со всей критикой можно согласиться. Конечно, стратегического плана перестройки, подобного расписанию поездов или известной программе «500 дней», у нас не было. Но установки и ориентиры были выработаны довольно четко, и определенным образом нашли свое отражение и в выступлениях М.С. Горбачева, и в его докладе на апрельском пленуме в 1985 году.
Ориентиром перестройки был вывод страны на траекторию современного развития. Для этого были нужны экономические стимулы, мы видели их в коммерциализации экономики. В политической сфере – четкая установка на демократизацию, гласность, изменения в самой партии, на ликвидацию зон, свободных от критики. В международной политике – ликвидация конфронтации в международных отношениях.
Конечно, инициаторы перестройки только в принципе, в общем виде, представляли, что нужно сделать. И само общество было не готово к изменениям. Более того, оно не было готово даже к новой фразеологии. А ведь начинался процесс, имевший глубинные основы и глобальные последствия, сопоставимый с французской революцией XVIII века.
Поэтому не случайно Горбачев многократно говорил в своих выступлениях о постепенности действий. Можно ставить вопрос о том, что Великая французская революция – это победа? Или поражение? Однозначного ответа дать невозможно. Надо разбираться по существу. То есть, надо анализировать те результаты, к которым привела уже перестройка, хотя она и не закончилась. Она была сорвана, оборвана. И нельзя это рассматривать вне определенного контекста, вне определенной ответственности за это не только активных участников перестройки, но и политических сил, которые выступали против нее как слева, так и справа.
Мне не вполне импонирует и, более того, вызывает возражение тезис о том, что распад Советского Союза вольно или невольно спровоцирован Горбачевым и является непосредственным результатом перестройки.
Перестройка была направлена не на развал Союза, а на его модернизацию, совершенствование. Нужно было сохранить Союз в условиях демократизации, в условиях разгосударствления партии и изъятия этого стержня, который как раз и скреплял государство. Перестройка была направлена на реорганизацию Союза, на его обновление за счет максимальной самостоятельности республик, за счет превращения государства в конфедерацию с федеративными компонентами его устройства. И это исторический факт. Другое дело, что с этим процессом мы запоздали и начали всерьез заниматься национальным вопросом лишь после того, как гром грянул в виде известных событий в Прибалтике и на Кавказе.
Существовала четкая установка на демократизацию, на изменение ситуации в самой партии, на гласность. В частности, в ходу был тезис о ликвидации зон, свободных от критики. Имелась в виду Москва, Украина, поскольку у руководства здесь стояли люди, приближенные к высшей иерархии нашего государства. Зоны, свободные от критики, кстати, существовали тогда и в сфере зарубежной политики, и в области обороны. Это был уже зачаток того, что впоследствии получило название «гласность». Немало возможностей открылось для осмысления исторических событий, всего пути нашей страны.
Кроме внутриполитических, были проблемы и экономического порядка. Надо было провести серьезные перемены в экономике с целью придания ей динамизма. А для этого, что мы все прекрасно понимали, нужны сильные экономические стимулы. Мы видели их на пути консолидации экономики, что получило свое отражение в экономической реформе 1987 года. Конечно, тогда разговор о рыночной экономике не шел в таких терминах, как в дальнейшем. Но линия поведения и линия действий была четко очерчена и осознаваема.
Это была ясно осознанная линия и на преодоление конфронтации в международных отношениях. Она нашла свое отражение в контактах и встречах Горбачева с руководящих деятелями многих стран.
Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток — от фигур богов до игрушек и посуды. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.
Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).
Существовал очень строгий канонсоздания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.
Сейчас много говорят об ошибках перестройки, об отсутствии программы действий. Не со всей критикой можно согласиться. Конечно, стратегического плана перестройки, подобного расписанию поездов или известной программе «500 дней», у нас не было. Но установки и ориентиры были выработаны довольно четко, и определенным образом нашли свое отражение и в выступлениях М.С. Горбачева, и в его докладе на апрельском пленуме в 1985 году.
Ориентиром перестройки был вывод страны на траекторию современного развития. Для этого были нужны экономические стимулы, мы видели их в коммерциализации экономики. В политической сфере – четкая установка на демократизацию, гласность, изменения в самой партии, на ликвидацию зон, свободных от критики. В международной политике – ликвидация конфронтации в международных отношениях.
Конечно, инициаторы перестройки только в принципе, в общем виде, представляли, что нужно сделать. И само общество было не готово к изменениям. Более того, оно не было готово даже к новой фразеологии. А ведь начинался процесс, имевший глубинные основы и глобальные последствия, сопоставимый с французской революцией XVIII века.
Поэтому не случайно Горбачев многократно говорил в своих выступлениях о постепенности действий. Можно ставить вопрос о том, что Великая французская революция – это победа? Или поражение? Однозначного ответа дать невозможно. Надо разбираться по существу. То есть, надо анализировать те результаты, к которым привела уже перестройка, хотя она и не закончилась. Она была сорвана, оборвана. И нельзя это рассматривать вне определенного контекста, вне определенной ответственности за это не только активных участников перестройки, но и политических сил, которые выступали против нее как слева, так и справа.
Мне не вполне импонирует и, более того, вызывает возражение тезис о том, что распад Советского Союза вольно или невольно спровоцирован Горбачевым и является непосредственным результатом перестройки.
Перестройка была направлена не на развал Союза, а на его модернизацию, совершенствование. Нужно было сохранить Союз в условиях демократизации, в условиях разгосударствления партии и изъятия этого стержня, который как раз и скреплял государство. Перестройка была направлена на реорганизацию Союза, на его обновление за счет максимальной самостоятельности республик, за счет превращения государства в конфедерацию с федеративными компонентами его устройства. И это исторический факт. Другое дело, что с этим процессом мы запоздали и начали всерьез заниматься национальным вопросом лишь после того, как гром грянул в виде известных событий в Прибалтике и на Кавказе.
Существовала четкая установка на демократизацию, на изменение ситуации в самой партии, на гласность. В частности, в ходу был тезис о ликвидации зон, свободных от критики. Имелась в виду Москва, Украина, поскольку у руководства здесь стояли люди, приближенные к высшей иерархии нашего государства. Зоны, свободные от критики, кстати, существовали тогда и в сфере зарубежной политики, и в области обороны. Это был уже зачаток того, что впоследствии получило название «гласность». Немало возможностей открылось для осмысления исторических событий, всего пути нашей страны.
Кроме внутриполитических, были проблемы и экономического порядка. Надо было провести серьезные перемены в экономике с целью придания ей динамизма. А для этого, что мы все прекрасно понимали, нужны сильные экономические стимулы. Мы видели их на пути консолидации экономики, что получило свое отражение в экономической реформе 1987 года. Конечно, тогда разговор о рыночной экономике не шел в таких терминах, как в дальнейшем. Но линия поведения и линия действий была четко очерчена и осознаваема.
Это была ясно осознанная линия и на преодоление конфронтации в международных отношениях. Она нашла свое отражение в контактах и встречах Горбачева с руководящих деятелями многих стран.
Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток — от фигур богов до игрушек и посуды. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.
Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).
Существовал очень строгий канонсоздания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.