Известно, что эфталиты политически объединяли многие народы и народности, и поэтому в стране бок о бок проживали люди разных вероисповеданий. Если в Согде был широко распространен зороастризм, то в Тохаристане и Восточном Туркестане, в основном, исповедовался буддизм. В центральных городах существовали несторианские (христианские) и еврейские общины. В некоторых областях распространялись даже манихейство и учение Маздака. Зороастрийцы Средней Азии поклонялись и местному пантеону божеств — Анахите, Митре, Сиявушу и Хубби. В день Навруза зороастрийцы Бухары на могиле Сиявуша приносили жертву — резали петуха.
Жители оазисов и кочевники-скотоводы, имевшие различные традиции и вероисповедания и географически отдаленные друг от друга, говорили на различных языках. Среди скотоводов был широко распространен тюркский язык, оседлая часть населения говорила на согдийском, т.е. самаркандском языке. В этот период согдийский язык и письменность через Семиречье и Фергану достигла Восточного Туркестана и оттуда — границ Китая. В V—VI веках, кроме согдийской письменности и ее самаркандского варианта, были распространены хорезмийская и эфталитская письменности. Эфталитская письменность возникла на основе бактрийской. По словам китайского путешественника Сюань Цзяня, эфталитский алфавит состоял из 25 букв. Писали слева направо.
В этот период наряду с экономическими расширяются и культурные связи государства эфталитов с соседями — Китаем, Индией и Ираном. В V веке среднеазиатские мастера по изготовлению изделий из цветного стекла обучают китайских стеклодувов этому ремеслу. Среднеазиатское стекло по своему цвету, яркости и прозрачности стояло выше византийского. Императоры Китая при убранстве своих дворцов использовали цветное стекло, привезенное из Средней Азии.
Таким образом, в этот период культурные традиции населения Средней Азии переплелись с традициями соседних государств — Китая, сасанидского Ирана, Индии, формируя раннесредневековую культуру населявших эту территорию народов.
Объяснение:
Язык и культурные связи в эпоху Эфталитов
Известно, что эфталиты политически объединяли многие народы и народности, и поэтому в стране бок о бок проживали люди разных вероисповеданий. Если в Согде был широко распространен зороастризм, то в Тохаристане и Восточном Туркестане, в основном, исповедовался буддизм. В центральных городах существовали несторианские (христианские) и еврейские общины. В некоторых областях распространялись даже манихейство и учение Маздака. Зороастрийцы Средней Азии поклонялись и местному пантеону божеств — Анахите, Митре, Сиявушу и Хубби. В день Навруза зороастрийцы Бухары на могиле Сиявуша приносили жертву — резали петуха.
Жители оазисов и кочевники-скотоводы, имевшие различные традиции и вероисповедания и географически отдаленные друг от друга, говорили на различных языках. Среди скотоводов был широко распространен тюркский язык, оседлая часть населения говорила на согдийском, т.е. самаркандском языке. В этот период согдийский язык и письменность через Семиречье и Фергану достигла Восточного Туркестана и оттуда — границ Китая. В V—VI веках, кроме согдийской письменности и ее самаркандского варианта, были распространены хорезмийская и эфталитская письменности. Эфталитская письменность возникла на основе бактрийской. По словам китайского путешественника Сюань Цзяня, эфталитский алфавит состоял из 25 букв. Писали слева направо.
В этот период наряду с экономическими расширяются и культурные связи государства эфталитов с соседями — Китаем, Индией и Ираном. В V веке среднеазиатские мастера по изготовлению изделий из цветного стекла обучают китайских стеклодувов этому ремеслу. Среднеазиатское стекло по своему цвету, яркости и прозрачности стояло выше византийского. Императоры Китая при убранстве своих дворцов использовали цветное стекло, привезенное из Средней Азии.
Таким образом, в этот период культурные традиции населения Средней Азии переплелись с традициями соседних государств — Китая, сасанидского Ирана, Индии, формируя раннесредневековую культуру населявших эту территорию народов.