Отрицательных последствий монголо-татарского нашествия на Русь пруд пруди. Остановимся на основных: - из 74 городов, существовавших на Руси в XII - XIII вв. 49 было разрушено, 14 обезлюдило навсегда; - утрачены многие ремесленные секреты (стеклоделие, техника перегородчатой эмали и др.) , на полвека прекратилось каменное строительство; - резкое сокращение численности населения страны (много убитых, угнанных в рабство) . Красноречиво наблюдение папского посла Плано Карпини, который, проезжая в 1246 г. через южнорусские земли писал: "Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мёртвых людей, лежавшие на полях.. . церкви были наполнены телес мёртвых"; - усиление феодальной раздробленности, рост княжеских междоусобиц, которые монголы специально провоцировали, дабы не дать какому-либо князю усилиться и возродить вооружённые силы. Старым центрам, Владимиру и Галичу, в этой связи уделялось "особенное" внимание; - значительное ослабление городского самоуправления; - упадок земледелия, ремесла, культуры, прекратилось летописание; - на смену феодалам - князьям и дружинникам приходят выходцы из непривилегированных слоёв (не вассалы, а холопы) - прямой путь к деспотическому правлению. Для иллюстрации: среди московских бояр XVI века нет ни одного, чьи предки были бы известны до нашествия. А вот с "плюсами" посложнее. ну разве что: - Золотая Орда русским князьям в борьбе с нашествием литовцев, шведов и немцев, поскольку ханы воспринимали эти нашествия как наступление на свои владения; - защита и даже в некотором роде привилегированное положение Православной церкви и веры, как основной идеологии Руси. Монголы категорически не трогали церковь, более того, позволяли церковное строительство даже на своей земле. В любом случае, это обстоятельство стало важным залогом будущего объединения Руси; - согласимся с Н. М. Карамзиным, что именно татаро-монгольское нашествие и иго всё-таки положило предел феодальным войнам и заставило начать поиск механизмов консолидации русской нации.
↑Греки поддерживали идею всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей.Римляне обожествляли непонятные явления природы и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах); позднее появление антро взгляда на богов; родовые и семейные культы, сильное влияние греческой религии; сходство богов с греческими; свободный прием в пантеон иноземных богов; важное значение жертвоприношений; практичность религии.
- из 74 городов, существовавших на Руси в XII - XIII вв. 49 было разрушено, 14 обезлюдило навсегда;
- утрачены многие ремесленные секреты (стеклоделие, техника перегородчатой эмали и др.) , на полвека прекратилось каменное строительство;
- резкое сокращение численности населения страны (много убитых, угнанных в рабство) . Красноречиво наблюдение папского посла Плано Карпини, который, проезжая в 1246 г. через южнорусские земли писал: "Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мёртвых людей, лежавшие на полях.. . церкви были наполнены телес мёртвых";
- усиление феодальной раздробленности, рост княжеских междоусобиц, которые монголы специально провоцировали, дабы не дать какому-либо князю усилиться и возродить вооружённые силы. Старым центрам, Владимиру и Галичу, в этой связи уделялось "особенное" внимание;
- значительное ослабление городского самоуправления;
- упадок земледелия, ремесла, культуры, прекратилось летописание;
- на смену феодалам - князьям и дружинникам приходят выходцы из непривилегированных слоёв (не вассалы, а холопы) - прямой путь к деспотическому правлению. Для иллюстрации: среди московских бояр XVI века нет ни одного, чьи предки были бы известны до нашествия.
А вот с "плюсами" посложнее. ну разве что:
- Золотая Орда русским князьям в борьбе с нашествием литовцев, шведов и немцев, поскольку ханы воспринимали эти нашествия как наступление на свои владения;
- защита и даже в некотором роде привилегированное положение Православной церкви и веры, как основной идеологии Руси. Монголы категорически не трогали церковь, более того, позволяли церковное строительство даже на своей земле. В любом случае, это обстоятельство стало важным залогом будущего объединения Руси;
- согласимся с Н. М. Карамзиным, что именно татаро-монгольское нашествие и иго всё-таки положило предел феодальным войнам и заставило начать поиск механизмов консолидации русской нации.