Византийскую империю подрывали и обостряющиеся внутренние социальные противоречия. Армия первоначально рекрутировалась из крестьян, обладающих достаточными средствами, чтобы приобрести вооружение. Во многих фемах земля и частичное освобождение от налогов предоставлялись тем, кто обязывался нести воинскую службу. Однако со временем земля переходила в собственность крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви. Крестьяне разорялись, становились арендаторами. Будучи гражданами империи, они находились в полной материальной зависимости от землевладельца. Использовался в усадьбах и труд рабов.
Разорение крестьянства заставляло прибегать к формированию наемной армии, содержание которой обходилось дорого. Увеличение же налогов вело к еще большему подрыву экономической самостоятельности крестьянских хозяйств.
Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян служить в армии и помешать росту крупной земельной собственности. С ее развитием связывалась опасность появления слоя местных царьков, экономически независимых от императора и склонных к неповиновению.
В VIII веке самым крупным землевладельцем была церковь. Только монастырям принадлежало около 1/3 всех земель империи. Их могущество стало восприниматься как угроза всевластию императора и чиновников, а рост веры в местных святых — как источник сепаратизма.
Волна религиозного фанатизма, охватившего Византию, рост суеверий, возрождение языческих ритуалов, массовый уход состоятельных граждан в монастыри были вызваны страхом перед вторжением арабов.
В этих условиях император Лев III (правил в 717—741) издал эдикт, в котором почитание икон и святых мощей объявлялось идолопоклонством. У монастырей отбирались земли, монахов заставляли отбывать государственные повинности, жениться или вступать в армию. Иконоборчество (изъятие и уничтожение икон и других предметов религиозных культов), продолжавшееся почти столетие, поставило империю на грань гражданской войны. Многие провинции были охвачены восстаниями.
В середине IX века борьба с поклонением иконам завершилась. Она достигла своих целей: влияние монастырей ослабло, власть императоров над церковью укрепилась. В этих условиях в 843 г. почитание икон было восстановлено, а иконоборчество провозглашено ересью.
Аграрная политика византийских властей отличалась от западноевропейской. Многие земли перешли к государству, часть из них передавалась мелким землевладельцам. В X—XI вв. неоднократно принимались законы, которые укрепляли их права на владение землей. Законы, в частности, предполагали безвозмездное возвращение земли крестьянам, если она была продана менее 30 лет назад. Крестьяне также могли вернуться на заброшенную землю, если она перешла в собственность государства. При продаже земли преимущественное право ее приобретения предоставлялось односельчанам.
Объяснение:
Византийскую империю подрывали и обостряющиеся внутренние социальные противоречия. Армия первоначально рекрутировалась из крестьян, обладающих достаточными средствами, чтобы приобрести вооружение. Во многих фемах земля и частичное освобождение от налогов предоставлялись тем, кто обязывался нести воинскую службу. Однако со временем земля переходила в собственность крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви. Крестьяне разорялись, становились арендаторами. Будучи гражданами империи, они находились в полной материальной зависимости от землевладельца. Использовался в усадьбах и труд рабов.
Разорение крестьянства заставляло прибегать к формированию наемной армии, содержание которой обходилось дорого. Увеличение же налогов вело к еще большему подрыву экономической самостоятельности крестьянских хозяйств.
Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян служить в армии и помешать росту крупной земельной собственности. С ее развитием связывалась опасность появления слоя местных царьков, экономически независимых от императора и склонных к неповиновению.
В VIII веке самым крупным землевладельцем была церковь. Только монастырям принадлежало около 1/3 всех земель империи. Их могущество стало восприниматься как угроза всевластию императора и чиновников, а рост веры в местных святых — как источник сепаратизма.
Волна религиозного фанатизма, охватившего Византию, рост суеверий, возрождение языческих ритуалов, массовый уход состоятельных граждан в монастыри были вызваны страхом перед вторжением арабов.
В этих условиях император Лев III (правил в 717—741) издал эдикт, в котором почитание икон и святых мощей объявлялось идолопоклонством. У монастырей отбирались земли, монахов заставляли отбывать государственные повинности, жениться или вступать в армию. Иконоборчество (изъятие и уничтожение икон и других предметов религиозных культов), продолжавшееся почти столетие, поставило империю на грань гражданской войны. Многие провинции были охвачены восстаниями.
В середине IX века борьба с поклонением иконам завершилась. Она достигла своих целей: влияние монастырей ослабло, власть императоров над церковью укрепилась. В этих условиях в 843 г. почитание икон было восстановлено, а иконоборчество провозглашено ересью.
Аграрная политика византийских властей отличалась от западноевропейской. Многие земли перешли к государству, часть из них передавалась мелким землевладельцам. В X—XI вв. неоднократно принимались законы, которые укрепляли их права на владение землей. Законы, в частности, предполагали безвозмездное возвращение земли крестьянам, если она была продана менее 30 лет назад. Крестьяне также могли вернуться на заброшенную землю, если она перешла в собственность государства. При продаже земли преимущественное право ее приобретения предоставлялось односельчанам.