Зарубежное музыкальное искусство XIX века богато достижениями еще многих выдающихся композиторов — авторов замечательных произведений. В этом убеждает даже очень краткий обзор.
Италия. В XVII веке и в первой половине XVIII века эта страна, родина оперы, была общепризнанной главой в области как вокальной, так и инструментальной музыки. Затем такое положение стало меняться, и в XIX веке лучшие достижения итальянских композиторов сосредоточились в сфере оперного творчества. Начало расцвета итальянской оперы в XIX веке связано с именем Джоаккино Россини (1792—1868). Ему принадлежит более тридцати произведений в этом жанре. Среди них истинный шедевр — «Севильский цирюльник» (1816), являющийся самой популярной комедийной оперой изо всех существующих . Главный герой здесь тот же, что и в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, ибо либретто «Севильского цирюльника» написано тоже по комедии французского писателя Бомарше — только другой, где рассказывается о событиях, происходивших с Фигаро несколько раньше. Россини жил попеременно то на родине, то в Париже. В 1829 году в столице Франции состоялась премьера самой значительной из его опер на героические сюжеты «Вильгельм Телль» (в основе содержания — драматический эпизод из борьбы швейцарцев в XIV веке против австрийского владычества). Современниками Россини были итальянские композиторы Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти — авторы многих оперных произведений. Лучшая из опер Беллини — «Норма», отличающаяся лирической выразительностью напевных вокальных мелодий широкого дыхания. А «Лючия ди Ламмермур» — самая значительная из семидесяти опер Доницетти. Его музыкальный стиль отличается легкостью, блеском, театральной эффектностью.
Как уже отмечалось, к XII в. на территории балтских племен, проживавших в бассейне Немана, возникло несколько политических объединений – «земель»: Жемайтия (Жмудь), Делтува (Дялтува) и др. Эти объединения, возглавляемые князьями (кунигас), стали основой для образования литовского государства. Его территориальным ядром послужило одно из княжеств, выдвинувшееся в первой половине XIII в. в военно-политическом отношении на первый план – Аукштайтия (Auxtote в западных источниках), или «Верхняя Литва». Эта «земля» занимала правобережье среднего Немана и бассейн его притока – реки Вилия. Образование единого Литовского княжества связано с деятельностью князя Миндовга (Mindaugas правил с 1230-х гг. до 1263 г.). К концу правления он подчинил себе все литовские княжества-«земли» и, кроме того, захватил западную часть Полоцкого княжества от верховьев Вилии до Западной Двины и Черную Русь – территорию по левым притокам Немана с городами Новгородок, Волковыск и Слоним. Известно, что в начале 1250-х гг. Миндовг принял христианство по католическому обряду (хотя большинство его подданных продолжало оставаться язычниками) и титул короля. Тем не менее в русских источниках литовское государство почти всегда именовалось «княжеством» или «великим княжеством», а его главы – «князьями». Земли, объединенные Миндовгом (за исключением Жемайтии), в XIII–XV вв. именовались «Литвой» в узком смысле слова. Западно-русские территории, вошедшие в эту область, подверглись некоторой литовской колонизации, носившей преимущественно военнослужилый характер. Стольным городом Великого княжества Литовского во второй половине XIII в. был Новгородок. По мере роста государства эта область оказалась подвержена процессу политического дробления: в XIV–XV вв. здесь существовали Виленское, Троцкое (Тракайское), Городенское и Новгородское княжества. Жемайтия (Жмудская земля), занимавшая правобережье Немана от берега Балтийского моря до Западной Двины в ее среднем течении, сохраняла определенную административную обособленность от Литвы в XIV–XV вв., хотя власть великих князей распространялась и на нее. Необходимо отметить, что в «собирании» литовскими князьями русских земель в XIV–XV вв. военные захваты были далеко не единственным методом. Удельные княжества оказывались их собственностью и в результате династических браков, и в результате добровольного признания вассальной зависимости от Литвы некоторыми русскими князьями. При наследниках Миндовга рост государственной территории Литовского княжества продолжился. При Витене (Vytenis, 1295–1316) в 1307 г. у Ливонского ордена был отвоеван Полоцк с округой. В правление Гедимина (Gediminas, 1316–1341) столицей государства стал город Вильно (Вильнюс с 1323 г.), были присоединены Минское удельное княжество, доходившее до верхнего Днепра, и Витебское, а на юго-западе – Берестейская земля (Подляшье). В это же время началось распространение влияния Литвы на Полесье, где находились удельные княжества Турово-Пинской земли. Таким образом, уже к середине XIV в. русские земли в составе Великого княжества Литовского превосходили собственно литовские как по площади, так и по количеству населения. Неудивительно, что Гедимин стал именовать себя князем «литовским, жмудским и русским», а впоследствии историки и все государство иногда стали называть «Литовско-Русским» или «Русско-Литовским». Такое название более адекватно отражает суть этой державы, поскольку и в дальнейшем, во второй половине XIV – XV в., она расширялась почти исключительно за счет бывших русских княжеств и земель. Хотя правящая династия оставалась литовской, она, как и вся литовская знать, испытывала на себе значительное русское влияние. Интересно, что присоединенные в XIV в. земли по верхнему Днепру, Березине, Припяти и Сожу в литовско-русских документах именовались «Русью» в узком значении этого слова и такое название сохранялось за этой областью весь период существования Великого княжества Литовского.
Италия. В XVII веке и в первой половине XVIII века эта страна, родина оперы, была общепризнанной главой в области как вокальной, так и инструментальной музыки. Затем такое положение стало меняться, и в XIX веке лучшие достижения итальянских композиторов сосредоточились в сфере оперного творчества. Начало расцвета итальянской оперы в XIX веке связано с именем Джоаккино Россини (1792—1868). Ему принадлежит более тридцати произведений в этом жанре. Среди них истинный шедевр — «Севильский цирюльник» (1816), являющийся самой популярной комедийной оперой изо всех существующих . Главный герой здесь тот же, что и в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, ибо либретто «Севильского цирюльника» написано тоже по комедии французского писателя Бомарше — только другой, где рассказывается о событиях, происходивших с Фигаро несколько раньше. Россини жил попеременно то на родине, то в Париже. В 1829 году в столице Франции состоялась премьера самой значительной из его опер на героические сюжеты «Вильгельм Телль» (в основе содержания — драматический эпизод из борьбы швейцарцев в XIV веке против австрийского владычества). Современниками Россини были итальянские композиторы Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти — авторы многих оперных произведений. Лучшая из опер Беллини — «Норма», отличающаяся лирической выразительностью напевных вокальных мелодий широкого дыхания. А «Лючия ди Ламмермур» — самая значительная из семидесяти опер Доницетти. Его музыкальный стиль отличается легкостью, блеском, театральной эффектностью.
.