Рассмотрите рисунок схему схему средневекового города. Укажите основные части, из которых состояла территория города :сооружения слежившие для защиты главная площадь, улицы, городские постройки и их предназначение.
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание бое регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства.
Предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии -полки иноземного строя. Происходили изменения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение. Русские начинают более тесно соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения Украины и Белоруссии (временно), воспринявших идеи и новые традиции эпохи Возрождения. Знаменитая Немецкая слобода, оказавшая на юного Петра такое сильное воздействие, также переживала свой расцвет в конце XVII в.
Но несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого предшествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение "прорубил окно в Европу" стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику.
Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.
1. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в качестве государственной
1918 г.— закрытие всех антибольшевистских изданий.
Осень 1922 г.— высылка из России 150 крупнейших учёных, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевиков («философский пароход»).
1922 г.— создание Главного управления по делам литературы и издательств (Главлит) — главного органа советской цензуры (существовал до 1991 г.).
Антицерковная пропаганда: 1925 г.— учреждение «Союза воинствующих безбожников» (существовал до 1947 г.) — цель: борьба с религией, закрытие и разрушение церквей.
Создание сети рабочих клубов, изб-читален, библиотек, обязанных (с 1924 г.) пропагандировать «основы ленинизма».
1938 г.— выход «Краткого курса истории ВКП(б)» — обязательного ориентира в толковании истории и в общественно-политических исследованиях.
2. Создание социалистической системы образования.
Обеспечение всеобщего начального образования
Ликвидация неграмотности населения:
1919 г.— декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России» (от 8 до 50 лет);
1920 г.— создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности;
1923 г.— учреждение Общества «Долой неграмотность»;
создание пунктов ликвидации безграмотности (ликбезы) и рабочих факультетов (рабфаки), готовивших молодёжь к поступлению в вузы;
середина 1930-х гг.— ликвидация неграмотности населения в возрасте от 8 до 50 лет.
Перестройка системы образования:
национализация учебных заведений;
ликвидация сословной системы образования;
установление новых принципов школьного образования
— возникновение единой советской трудовой школы двух ступеней: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодёжи, школа II ступени (5—9 классы);
— общедоступность образования;
— бесплатность обучения;
— совместное обучение мальчиков и девочек;
— обучение на родном языке.
1921 г.— создание школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) преимущественно для рабочих подростков с профессиональной установкой и сохранением общеобразовательных знаний в объёме 7-летней школы;
распространение образования без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки и т. п.);
1930 г.— введение обязательного 4-летнего образования (повсеместно), 7-летнего (для городов и промышленных районов);
середина 1930-х гг.
— установление строгого внутреннего распорядка в учреждениях народного образования
— единые учебники, экзамены, аттестаты зрелости, дипломы и т. д.;
организация учебных заведений для подготовки советских и партийных кадров — коммунистических университетов;
создание Института красной профессуры в Москве — подготовка марксистских кадров для высшей школы;
упразднение автономии вузов;
рост числа вузов (к началу 1940-х гг. в СССР насчитывалось более 4,5 тыс. вузов).
3. Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве
4. Демократизация культуры под лозунгами «Культуру — в массы!», «Искусство принадлежит народу!»
Демократизация культуры — приобщение широких масс к ценностям культуры, прежде доступных лишь ограниченному числу представителей высших сословий.
Создание системы культурно-просветительных учреждений: клубы, дома культуры, библиотеки, музеи.
1930-е гг.— портреты кисти М. В. Нестерова, П. П. Кончаловского, П. Д. Корина, скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной, созданная для павильона СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже.
Крупнейшие явления музыкального искусства — произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича, песни И. О. Дунаевского, А. В. Александрова, В. И Соловьёва-Седова.
Значительный шаг в своём развитии сделала кинематография: первый звуковой советский фильм «Путёвка в жизнь» (1931 г., реж. Н. И. Экк), фильмы «Чапаев» (реж. Г. Н. и С. Д. Васильевы), «Александр Невский» (реж. С. М. Эйзенштейн), «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» (реж. Г. В. Александров) —*• создание фильмов, проникнутых оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне.
Развитие эстрады (В. А. Козин, Л. О. Утёсов).
Итоги и последствия культурной революции
Итоги культурной революции:
Ликвидация неграмотности населения.
Создание единой системы народного образования.
Формирование новой, советской интеллигенции: научной, инженерно-технической, художественной.
Значительные достижения в области литературы и искусства.
Развитие фундаментальной науки.
Последствия культурной революции:
Идеологизация духовной жизни, насильственное внедрение партийных норм понимания культуры — идеологическая изоляция страны.
Использование крупнейших достижений фундаментальной науки прежде всего в интересах ВПК, идеологизация научных исследований.
Неравномерность в развитии различных отраслей науки и техники.
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание бое регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства.
Предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии -полки иноземного строя. Происходили изменения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение. Русские начинают более тесно соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения Украины и Белоруссии (временно), воспринявших идеи и новые традиции эпохи Возрождения. Знаменитая Немецкая слобода, оказавшая на юного Петра такое сильное воздействие, также переживала свой расцвет в конце XVII в.
Но несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого предшествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение "прорубил окно в Европу" стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику.
Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.
Осуществление культурной революции
1. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в качестве государственной
1918 г.— закрытие всех антибольшевистских изданий.
Осень 1922 г.— высылка из России 150 крупнейших учёных, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевиков («философский пароход»).
1922 г.— создание Главного управления по делам литературы и издательств (Главлит) — главного органа советской цензуры (существовал до 1991 г.).
Антицерковная пропаганда: 1925 г.— учреждение «Союза воинствующих безбожников» (существовал до 1947 г.) — цель: борьба с религией, закрытие и разрушение церквей.
Создание сети рабочих клубов, изб-читален, библиотек, обязанных (с 1924 г.) пропагандировать «основы ленинизма».
1938 г.— выход «Краткого курса истории ВКП(б)» — обязательного ориентира в толковании истории и в общественно-политических исследованиях.
2. Создание социалистической системы образования.
Обеспечение всеобщего начального образования
Ликвидация неграмотности населения:
1919 г.— декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России» (от 8 до 50 лет);
1920 г.— создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности;
1923 г.— учреждение Общества «Долой неграмотность»;
создание пунктов ликвидации безграмотности (ликбезы) и рабочих факультетов (рабфаки), готовивших молодёжь к поступлению в вузы;
середина 1930-х гг.— ликвидация неграмотности населения в возрасте от 8 до 50 лет.
Перестройка системы образования:
национализация учебных заведений;
ликвидация сословной системы образования;
установление новых принципов школьного образования
— возникновение единой советской трудовой школы двух ступеней: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодёжи, школа II ступени (5—9 классы);
— общедоступность образования;
— бесплатность обучения;
— совместное обучение мальчиков и девочек;
— обучение на родном языке.
1921 г.— создание школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) преимущественно для рабочих подростков с профессиональной установкой и сохранением общеобразовательных знаний в объёме 7-летней школы;
распространение образования без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки и т. п.);
1930 г.— введение обязательного 4-летнего образования (повсеместно), 7-летнего (для городов и промышленных районов);
середина 1930-х гг.
— установление строгого внутреннего распорядка в учреждениях народного образования
— единые учебники, экзамены, аттестаты зрелости, дипломы и т. д.;
организация учебных заведений для подготовки советских и партийных кадров — коммунистических университетов;
создание Института красной профессуры в Москве — подготовка марксистских кадров для высшей школы;
упразднение автономии вузов;
рост числа вузов (к началу 1940-х гг. в СССР насчитывалось более 4,5 тыс. вузов).
3. Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве
4. Демократизация культуры под лозунгами «Культуру — в массы!», «Искусство принадлежит народу!»
Демократизация культуры — приобщение широких масс к ценностям культуры, прежде доступных лишь ограниченному числу представителей высших сословий.
Создание системы культурно-просветительных учреждений: клубы, дома культуры, библиотеки, музеи.
1930-е гг.— портреты кисти М. В. Нестерова, П. П. Кончаловского, П. Д. Корина, скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной, созданная для павильона СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже.
Крупнейшие явления музыкального искусства — произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича, песни И. О. Дунаевского, А. В. Александрова, В. И Соловьёва-Седова.
Значительный шаг в своём развитии сделала кинематография: первый звуковой советский фильм «Путёвка в жизнь» (1931 г., реж. Н. И. Экк), фильмы «Чапаев» (реж. Г. Н. и С. Д. Васильевы), «Александр Невский» (реж. С. М. Эйзенштейн), «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» (реж. Г. В. Александров) —*• создание фильмов, проникнутых оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне.
Развитие эстрады (В. А. Козин, Л. О. Утёсов).
Итоги и последствия культурной революции
Итоги культурной революции:
Ликвидация неграмотности населения.
Создание единой системы народного образования.
Формирование новой, советской интеллигенции: научной, инженерно-технической, художественной.
Значительные достижения в области литературы и искусства.
Развитие фундаментальной науки.
Последствия культурной революции:
Идеологизация духовной жизни, насильственное внедрение партийных норм понимания культуры — идеологическая изоляция страны.
Использование крупнейших достижений фундаментальной науки прежде всего в интересах ВПК, идеологизация научных исследований.
Неравномерность в развитии различных отраслей науки и техники.
Развитие национальных культур народов СССР.
Объяснение: