Раздел iv. российская империя
вхіх — начале xx в.
назовите российского императора, в годы правления которого про-
исходили события, обозначенные на схеме.
ответ:
рассмотрите схему и выполните 1—5.
кор,
районы
войск
е войсу і
у слик
от fika
кғя
у
я
е р и
бильно
халиуг
ко
дания
при олиш-су та
данциг 2 давол
фридланд
штральзунд
кольберг
:
родно
я
какие суждения, относящиеся к схеме, являются верныма? вы-
берите три суждения из семи предложенных. запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны.
1) на суре безначаено место сражения, главным итогом которого
- л
о го з е rose, cuite up
рой 1
2) с ав страхотно се срашкевик, обозначенных на
схема, оставался неизменным
3) в период событий, изображенных на схеме, в городе, обозна-
ченном цифрой и был подписан международный договор, одним
из условий которого было присоединение россии к континентальной
блокаде .
4) российский император и правители государств, обозначенных на
схеме римскими цифрами «» и «ll». в 1880-е гг. заключили трой-
ственный союз.
3) вериод с бер, отражённых на саtе, город, обозначеный
цифрой 3, входа состав российской империи.
6) га схеме обозначен и подписан город, где был заключен мирный
договор, заверливший участие россии в первой мировой войне.
государства, осозна сенные на схеме римскими цифрами «г» и «».
участвовали в разделах речи посполитой.
тамбурге
ганновер
-
(1)
атеттин-
2лва
торя
у пултек
—
c)
российска
oray
і я
кали
а с о н
« epocnay
2ченстохов
энерунзу,
аранжуур
ко. с
ответ
-
прага
прага:
краков
оломоуц
11
2014803
раас
действия войск
войск и
их союзньков
противника
браунау
х
меюнхен ---
залы бург
места и да го сражений
место заключения мир-
ного договора 25 v 1807 г.
назовите правителя государства — основного противника россии
и её союзников в событиях, отраженных на схеме.
ответ: 9 см ,
укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
ответ:
заполните пропуск в предложении: «общее командование союзной
армией в сражений, обозначенном на схеме цифрой 2м, осущест-
влял генерал
ответ:
казахские народные ораторы хі-хvі веков. казахи, как и , бережно хранят образцы речевой культуры, которые функционируют во всех сферах жизни и быта, отражая события, этические и правовые нормы. кроме того, в этих метких, точных и выразительных высказываниях проявляются процессы развития самосознания народа. в становлении казахской речевой культуры большую роль сыграли народные ораторы, которых называли би, шешен. в казахском языке слова «би, шешен» воспринимаются почти как синонимы и соответствуют слову «оратор». би-оратор прежде всего хорошо знает своей страны, людей и события прошлого, знает порядок решения спорных вопросов, законы адата. казахские народные ораторы «красоту и изящество выражения мысли черпали из фольклорного источника, из народных речений, пословиц и поговорок, отличающихся точностью и поэтической изобразительностью». речь таких известных казахских ораторов, как аяз би, майкы би асанкайгы, жиренше шешен, была насыщена пословицами, поговорками, афоризмами и назиданиями. позже основоположники казахского художественного слова бухар жырау, махамбет утемисов и другие, а также классики абай кунанбаев, ыбрай алтынсарин, шокан валиханов широко использовали в своем творчестве народные изречения, используя их как в оригинальном, так и трансформированном виде (здесь и далее использован материал из книги б. «казахское народное ораторское искусство» и его периодизация казахского ораторского искусства). период становления казахского ораторского искусства связывают с именами аяз би и майкы би. аяз би жил предположительно на рубеже хі-хіі веков на побережье аральского моря, о чем свидетельствуют раскопки «города аяза», «аяз-кала», руины которого были обнаружены вдоль арала. в памяти народной сохранились мудрые, крылатые изречения аяз би, назидания; красноречивость, афористичность метафоричность его высказывании. по сохранившимся , аяз би сначала был ханским визирем, затем провозглашен ханом, прославился как мудрый общественный деятель. «одна из личностей, чье имя и дела сохранили предания майкы би. легенды, связанные с ним, отражают события хп-хш веков». непревзойденный оратор он внес большой вклад в единение раздробленных казахских родов, создание первого казахского ханства во главе с ханом алашой. при непосредственном содействии майкы би были заложены основы символики казахских родов и племен. ему принадлежат образцы красноречия, назиданий, мудрых изречений. второй период развития казахского ораторского искусства связывают с именами асан кайгы (асана скорбного) и жеренше шешена (жиренше красноречивого), творчество которых по преданию относится к хіv-хv векам. асан кайгы предстает в преданиях как предсказатель, философ, постоянно скорбящий и думающий о будущем своей земли и народа, заботящийся о его благе. асан кайгы участвовал в создании и укреплении казахского ханства, по преданию, он объездил все земли, начиная с берегов волги и каспия до самой китайской границы, в поисках земли обетованной. сохранилось подробное описание исконно казахской территории, приписываемое асан кайгы. расселив свой народ, он занялся поисками места для столицы, выбрав для нее самый центр исконных казахских степей подножие улытау. широко бытующие в народе меткие красочные оценки и характеристики асан кайгы, адресованные хану жанибеку, являются образцами подлинно ораторской речи. с жиренше шешеном, который всегда ведет повествование от своего имени, тоже связано много преданий и легенд. считается, что жиренше — духовный отец, эталон для всех известных в представителей казахского ораторского искусства. его назидательные рассказы связаны с событиями, происходившими в период правления хана первого казахского государства жанибека. однажды, например, он спас визирей, которые не смогли ответить на вопрос хана «каково расстояние между ложью и правдой? » с своей красавицы жены каракоз жиренше нашел разгадку: «то, что слышишь ушами, может быть и ложью, а то, что увидел глазами, это сущая правда, значит расстояние между ложью и правдой равно расстоянию между ухом и глазом».