Из письменных источников известно, что восточные славяне-язычники приносили в жертву идолам животных, зерно, различные вещевые подарки, совершались и человеческие жертвоприношения. Возле изображений языческих божеств происходили гадания, ритуальные жребии, язычники клялись «по русскому закону… оружием своим и Перуном богом и Волосом скотьим богом» . Жертвоприношение — в языческой (дохристианской) традиции главный религиозный обряд. О человеческих, жертвоприношениях у славян-язычников говорится во многих церковных поучениях и в летописях. Например, под 983 г. в летописи сообщалось о решении старцев и бояр в Киеве: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам» ; в начале, княжения Владимира Киевского, когда приносили человеческие жертвы, «осквернилась кровью земля Русская» . Но такие жертвоприношения совершались только у главных языческих богов и до последнего времени не были документированы археологическими исследованиями. В Звенигороде же они зафиксированы во многих местах. На одном капище совершались человеческие жертвоприношения, в том числе детские. Найдены кости более чем 30 расчлененных скелетов, сложенные в ямы и сопровождаемые вещами. Принесение в жертву богам взрослых людей и детей-первенцев имело место во многих языческих религиях.
Сюда прежде всего относятся реформы органов центральной власти. Это учреждение министерств в 1802 году и Государственного совета в 1810. Замена коллегий министерствами была произведена в первую очередь с целью положить конец злоупотребленим многочисленного коллегиального аппарата, установить единоличную ответственность министра перед государством. Учреждение же Государственного совета, как законосовещательного органа, позволила упорядочить и более грамотно организовать процесс внесения, рассмотрения и принятия законов. Его учреждение было необходимым шагом программы государственного устройства М. М. Сперанского. Во вторую очередь, реформа образования 1803. Она поделила страну на 6 округов со своими с университетами, организовала и упорядочила народное образование. Необходимо отметить так же цензурный и университетский уставы 1804 года, которые отличались относительной либеральностью и отвечали духу того времени.
Замена коллегий министерствами была произведена в первую очередь с целью положить конец злоупотребленим многочисленного коллегиального аппарата, установить единоличную ответственность министра перед государством. Учреждение же Государственного совета, как законосовещательного органа, позволила упорядочить и более грамотно организовать процесс внесения, рассмотрения и принятия законов. Его учреждение было необходимым шагом программы государственного устройства М. М. Сперанского.
Во вторую очередь, реформа образования 1803. Она поделила страну на 6 округов со своими с университетами, организовала и упорядочила народное образование.
Необходимо отметить так же цензурный и университетский уставы 1804 года, которые отличались относительной либеральностью и отвечали духу того времени.