1953-1964 гг - период в жизни советского общества, начавшийся после смерти Сталина и означавший ослабление диктата политической и духовной жизни. Оттепель.
С одной стороны происходит либерализация:
1) ослаблено идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции: "Один день Ивана Денисовича", творчество Высоцкого, Евтушенко (он первый получил право выезда заграницу);
2) реабилитированы многие деятели культуры: Шостакович, Прокофьев (восстановлено честное имя);
3) издание запрещённых ранее книг;
4) фрагментарные контакты с западной культурой, например, в 1957г. проходит всемирный фестиваль молодёжи и студентов.
С другой стороны происходит ужесточение режима:
1) попытка вмешательства в творческую деятельность работников культуры, например, 1962г. - выставка в Манеже (Эрнст Неизвестный);
2) начало 60-х - усиление идеологического нажима на культурную жизнь: 1958г. - Пастернак "Доктор Живаго" (Вознесенский встал на защиту Пастернака, однако этим нарвался на гонения);
3) активная деятельность органов цензуры.
Литература.
Дудинцев: "Не хлебом едины".
Солженицын: "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича".
Писатели-деревенщики: Абрамов, Распутин, Астафьев, Белов, Можаев - они показывают реальную каторжную жизнь в деревне.
1958г. Москва - первый Международный конкурс имени П.И.Чайковского (победа молодого американского пианиста Х.Вана Клиберна).
Балет - "визитная карточка" искусства СССР.
Первые зарубежные гастроли коллективов Большого и Кировского (сейчас Мариинского) театров.
Театр.
А.И.Хачатурян "Спартак".
Р.К.Щедрин "Кармен-сюита".
А.Д.Меликов "Легенда о любви".
М.М Е.С.Максимова, В.В.Васильев, И.А.Колпакова, И.И.Бессмертнова блистали в эти и последующие годы в спектаклях.
Театральные постановки молодых коллективов "Современника" и "Таганки".
Наука.
"Реабилитация" кибернетики.
Ряд советских учёных (Л.Д.Ландау, П.А.Черенков, И.М.Франк, И.Е.Тамм, Н.Г.Басов, А.М.Прохоров) получили Нобелевские премии по физике.
Быстро росли новые научные центы - новосибирский Академ-городок, подмосковные Дубна (объединенный институт ядерных исследований), Протвино, Обинск, Троицк (физика).
1953-1964 гг - период в жизни советского общества, начавшийся после смерти Сталина и означавший ослабление диктата политической и духовной жизни. Оттепель.
С одной стороны происходит либерализация:
1) ослаблено идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции: "Один день Ивана Денисовича", творчество Высоцкого, Евтушенко (он первый получил право выезда заграницу);
2) реабилитированы многие деятели культуры: Шостакович, Прокофьев (восстановлено честное имя);
3) издание запрещённых ранее книг;
4) фрагментарные контакты с западной культурой, например, в 1957г. проходит всемирный фестиваль молодёжи и студентов.
С другой стороны происходит ужесточение режима:
1) попытка вмешательства в творческую деятельность работников культуры, например, 1962г. - выставка в Манеже (Эрнст Неизвестный);
2) начало 60-х - усиление идеологического нажима на культурную жизнь: 1958г. - Пастернак "Доктор Живаго" (Вознесенский встал на защиту Пастернака, однако этим нарвался на гонения);
3) активная деятельность органов цензуры.
Литература.
Дудинцев: "Не хлебом едины".
Солженицын: "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича".
Писатели-деревенщики: Абрамов, Распутин, Астафьев, Белов, Можаев - они показывают реальную каторжную жизнь в деревне.
Поэты-шестидесятники: Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадуллина.
Поющие поэты (барды): Высоцкий (70-80-ые гг.), Матвеева, Окуждава, Визбор, Галич, Ким.
Пастернак: "Доктор Живаго" = проявление инакомыслия => гонения на автора.
Шолохов: "Судьба человека".
Симонов: "Живые и мёртвые".
Бондарев "Батальоны просят огня".
Запрет на роман Гроссмана "Жизнь и судьба" 1960г.
Городская проза: Ю.В.Трифонов, В.В.Липатов.
Лейтенантская проза: Ю.В.Бондарев, К.Д.Воробьёв, В.В.Быков, Б.Л.Васильев, Г.Я.Бакланов.
В конце 50-х гг. возник литературный самиздат.
Журналы.
"Новый мир" (рук.Твардовский) - сторонники демократии.
"Октябрь" с 1961г. - критики "оттепельной" литературы.
"Знамя", "Молодая гвардия" - сторонники традиционных ценностей.
1955г. - вышел первый номер журнала "Иностранная литература".
Кино.
"Летят журавли" (по пьее Розова "Вечно живые"), режиссёр М.К.Калатозов.
" о солдате", реж. Г.Н.Чухрай.
"Девять дней одного года", реж. М.И.Ромм, 1961г. (о молодых учёных)
"Я шагаю по Москве", реж. Г.Н.Данелия, 1961г.
"Мне двадцать лет", реж. М.М.Хуциев, 1965г.
Живопись.
1956г. Москва, Ленинград - выставка картин П.Пикассо.
Суровый стиль: В.Е.Попков, Н.И.Андропов, Т.Т.Салахов.
Музыка.
1958г. Москва - первый Международный конкурс имени П.И.Чайковского (победа молодого американского пианиста Х.Вана Клиберна).
Балет - "визитная карточка" искусства СССР.
Первые зарубежные гастроли коллективов Большого и Кировского (сейчас Мариинского) театров.
Театр.
А.И.Хачатурян "Спартак".
Р.К.Щедрин "Кармен-сюита".
А.Д.Меликов "Легенда о любви".
М.М Е.С.Максимова, В.В.Васильев, И.А.Колпакова, И.И.Бессмертнова блистали в эти и последующие годы в спектаклях.
Театральные постановки молодых коллективов "Современника" и "Таганки".
Наука.
"Реабилитация" кибернетики.
Ряд советских учёных (Л.Д.Ландау, П.А.Черенков, И.М.Франк, И.Е.Тамм, Н.Г.Басов, А.М.Прохоров) получили Нобелевские премии по физике.
Быстро росли новые научные центы - новосибирский Академ-городок, подмосковные Дубна (объединенный институт ядерных исследований), Протвино, Обинск, Троицк (физика).