Это самые трагические века в руси - татаро-монгольское иго. во время завоевательных походов ордынцев пострадали многие храмы, сожжены летописи и др. ценности. в плен угнаны лучшие мастера. возрождение всей культуры происходит после куликовской битвы (1380 г.) . 1. летописание. со второй трети xiii в. затухает практически во всех городах, кроме новгорода. но в начале xiv в. возникают новые центры летописания, в том числе и в москве, которая все больше и больше начинает возвышаться. 2. архитектура. каменное зодчество практически не развивается, т. к. татаро-монголы угоняли в плен всех мастеров. опять же, в новгороде лишь в конце xiii в. появляется первый (после первой трети xiii в. ) каменный храм. поскольку навыки строительной техники во многом были утрачены, это был уже новый тип храма, в котором не использовалась плинфа (домонгольский кирпич) и цемянка (раствор с добавлением толченого кирпича-плинфы) . в xiv в. в новгороде был расцвет строительной деятельности. храмы небольшие, одноглавые, одноапсидные, с трехлопастным завершением, часто с внутристенной лестницей на полати (хоры) . в москве первые каменные постройки появляются с xiv в. при иване калите; эти храмы не дошли до нашего времени. в 1367 г. был построен первый белокаменный кремль - при князе дмитрии ивановиче (в будущем - донском) . 3. xiv в. знаменуется появлением повестей о страшных событиях, связанных с установлением ига ("повесть о разорении рязани батыем", "сказание о мамаевом побоище" и др.) . 4. устное народное творчество. многочисленные былины и сказания ("сказание о невидимом граде китеже", былины о садко и василии буслаеве) . 5. живопись. с xiv в. на руси немало византийских мастеров изобразительного искусства, самый известный из них - феофан грек. во второй половине xiv в. несколько храмов на руси были расписаны феофаном греком (его фрески сохранились лишь в новгородской ц. спаса преображения на ильине улице, построена в 1374 г. , расписана в 1378 г.) . в самом конце xiv в. феофан переезжает в москву, где занимается росписью храмов и иконописью. 6. религия. александр невский в 1242 г. одержал победу над рыцарями, на чудском озере. значение этой победы огромное еще и потому, что русь избежала насильственной смены конфессии - ватикан хотел, чтобы русь приняла католичество. что касается татаро-монголов, то они не притесняли православных служителей культа. с xiv в. на руси ведется массовое строительство монастырей, причем, в отдаленных от городов местах.
Одна из самых трагических страниц отечественной – вторжение монголо-татар. страстный призыв к князьям о необходимости объединения, прозвучавший из уст неизвестного автора «слова о полку игореве», увы, так и не был услышан…причины монголо-татарского нашествия монгольское нашествие на русь в xii веке кочевые монгольские племена занимали значительную территорию в центре азии. в 1206 году съезд монгольской знати – курултай – провозгласил тимучина великим каганом и присвоил ему имя чингисхан. в 1223 году передовые войска монголов во главе с полководцами джабеем и субидеем совершили нападение на половцев. не видя другого выхода, те решили прибегнуть к князей. соединившись, те и другие выступили по направлению к монголам. дружины переправились через днепр и двинулись на восток. сделав вид, что отступают, монголы заманили сводную армию к берегам реки калки.31 мая 1223 года состоялась решающая битва. войска коалиции действовали разрозненно. не прекращались споры князей друг с другом. некоторые из них вообще не приняли участие в битве. как следствие – полный разгром. однако тогда монголы не пошли на русь, т.к. не имели достаточных сил. в 1227 году чингисхан умер. он завещал соплеменникам завоевать весь мир. в 1235 году курултай принял решение начать новый поход в европу. его возглавил внук чингисхана – батый.этапы монголо-татарского нашествия в 1236 году, после разорения волжской булгарии, монголы двинулись к дону, на половцев, разбив последних в декабре 1237 года. затем на их пути встало рязанское княжество. после шестидневного штурма рязань пала. город был разрушен. отряды батыя двинулись на север, во владимир, разорив по пути коломну и москву. в феврале 1238 года войска батыя приступили к осаде владимира. великий князь тщетно пытался собрать ополчение для решительного отпора монголам. после четырехдневной осады владимир был взят штурмом и подожжен. укрывавшиеся в успенском соборе города жители и княжеская семья сгорели заживо.монголы разделились: часть из них подошла к реке сить, а вторая осадила торжок. 4 марта 1238 года потерпели жестокое поражение на сити, князь погиб. монголы двинулись к новгороду, однако, не дойдя ста верст, повернули. разоряя города на обратном пути, они встретили неожиданно упорное сопротивление города козельска, жители которого семь недель отражали монгольские атаки. все-таки взяв его приступом, хан назвал козельск «злым городом» и сравнял с землей.нашествие батыя на южную русь датируется весной 1239 года. в марте пал переславль. в октябре – чернигов. в сентябре 1240 года главные силы батыя осадили киев, принадлежащий в то время даниилу романовичу галицкому. киевлянам удалось целых три месяца сдерживать полчища монголов и только ценой огромных потерь те смогли овладеть городом. уже к весне 1241 года войска батыя были на пороге европы. однако, обескровленные, они вскоре вынуждены были вернуться на нижнюю волгу. на новый поход монголы уже не решились. так европа смогла вздохнуть с облегчением.последствия монголо-татарского нашествияже земля лежала в руинах. города были сожжены и разграблены, жители пленены и уведены в орду. многие города после нашествия так и не были восстановлены. в 1243 году батый организовал на западе монгольской империи золотую орду. захваченные земли не вошли в ее состав. зависимость этих земель от орды выражалась в том, что над ними нависла обязанность ежегодной выплаты дани. кроме того, именно золотоордынский хан теперь утверждал князей на правление своими ярлыками-грамотами. таким образом, ордынское владычество установилось над русью почти на два с половиной столетия.интересные факты некоторые современные склонны утверждать, что никакого ига не было, что «татары» были выходцами из тартарии, крестоносцами, что на куликовом поле произошло сражение православных с католиками, а мамай – всего лишь пешка в чужой игре. так ли это на самом деле – пусть каждый решает сам.