Калка – небольшая река, которая впадает в Азовское море. Эта ничем не примечательное место приняло одно из грандиозных сражений своей эпохи. Монгольское войско стояло с правого берега реки, русское – с левого. Первым пересек реку один из лучших полководцев объединенного войска – Мстислав Удалой. Он лично решил осмотреть местность и положение противника. После чего отдал приказ остальным войскам форсировать реку и готовиться к битве.
Карта битвы на Калке
Сражение на Калке началось ранним утром 31 мая 1223 года. Начало битвы не предвещало ничего плохого. Русско-половецкое войско теснило противника, монголы отступали с боями. Однако, в конечном итоге все решили разобщенные действия. Монголы ввели в бой резервы, в результате чего завладели полным преимуществом. Изначально крупного успеха и прорыва обороны, достигло правое крыло конницы Субедея. Монголы разрезали армию противника на 2 части и обратили в бегство левое крыло русского войска, которым командовали Мстислав Удалой и Даниил Романович.
После этого началась осада оставшихся сил русских на Калке (половцы бежали еще в самом начале битвы). Осада длилась 3 дня. Монголы предпринимали один штурм за другим, но безрезультатно. Тогда они обратились к князьям с требованием сложить оружие, за что гарантировали им безопасный отход с поля битвы. Русичи согласились – монголы своего слова не сдержали и убили всех, кто сдался в плен. С одной стороны это была месть за убийство послов, с другой стороны – реакция на сдачу в плен. Ведь у монголов считает позорным пленение, лучше умереть в бою.
Битва на Калке достаточно подробно описана в летописях, где можно проследить ход событий:
Новгородская летопись. Указывает на то, что главная неудача в битве кроется в половцах, которые бежали, внеся сумятицу и панику. Именно бегство половцев отмечается, как ключевой фактор поражения.Ипатьевская летопись. Описывает в основном начало битвы, подчеркивая, что русские очень сильно теснили врага. Последующие события (бегство и массовую гибель русского войска) по данной летописи обусловлены введением монголами в бой резервов, которые и перевернули ход сражения.Суздальская летопись. Дает более детальныве причины поражения, которые связаны с тем, что было описано выше. Однако, в этом историческом документе указывается, что половцы бежали с боля битвы, поскольку монголы ввели резервы, чем испугали врага и получили перевес.
Дальнейшие события, после поражения, отечественные историки комментировать не любят. Однако, факт остается фактом – монголы сохранили жизнь всем русским князьям, военноначальникам и полководцам (убили после сдачи в плен только рядовых воинов). Но это не было великодушием, план был очень жесток…
Субедей приказал построить шатер, чтобы его армия могла славно отпраздновать победу. Шатер этот приказали строить на … русских князьях и полководцах. Пол в шатре был устелен на телах еще живых русских князей, а сверху пили и веселились монголы. Это была страшная смерть для всех, кто сдался в плен.
Переход украинских земель под власть Российской империи значительно ухудшил образовательный уровень украинский. Во времена Гетманщины одна школа приходилась в среднем на 700-800 жителей. Воздерживались они счет местного населения. Под имперской властью школы массово закрывались, потому крестьяне-крипаки совсем обнищали, а правительство ими не занимался.
С 1803 г. в Приднепровье стали рас новую общеимперскую систему образования. Устанавливались такие типы общеобразовательных учебных заведений: начальные приходские училища, уездные училища и гимназии. Официально закреплялся сословный характер права получение образования. Приходские училища предназначались для детей «низших сословий» и учили в них только закону Божьему, арифметике и грамоте. Уездные училища предназначались для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей». В гимназиях учились дети дворян, чиновников, богатых купцов. По содержанию новая система образования была направлена на воспитание «верноподданных» в проимперскими стиле. В 1850 г. во всех начальных школах Приднепровья обучалось всего 67 тыс. учеников. Подавляющее большинство населения оставалась неграмотной.
Развитие школьного образования в Приднепровской Украины по правительственным данным за 1856
Посудите: Проанализируйте приведенные цифры. Сделайте выводы, как повлияло имперское господство на положение в сфере образования. (На территории семи полков Гетманщины в 17401747 годах было 866 школ)
Среднее образование давали гимназии, обучение в которых было платным. По окончании четырех классов гимназии выпускники получали право на поступление в университет или на государственной службе. Специальным имперским распоряжением было запрещено принимать в гимназии и вузов выходцев из крепостных крестьян. В течение первой половины XIX в. в Приднепровье было открыто 19 гимназий с 4 тыс. учеников.
Особый характер имела система образования на Правобережье. Остерегаясь недовольство шляхты, имперский правительство не вмешивался в деятельность местных польских школ. Образованием украинских крестьян поляки вообще не интересовались. Обучение в школах осуществлялось в пропольской патриотическом духе. Ситуация в крае изменилась после подавления польского восстания 1831 г. Русификация системы образования стала составной приведения Правобережья в соответствии с других губерний империи.
В начале XIX в. в Приднепровской Украины появились первые профессиональные школы - ремесленные училища, фельдшерские школы, училища торгового мореплавания, садоводства, виноделия, пчеловодства и т.д. Появление их было вызвано потребностями экономического развития, но в целом их не хватало.
Единственным высшим внесословной учебным заведением на украинских землях в начале XIX в. оставалась Киево-Могилянская академия. Имперское правительство в 1817 г. специальным решением ликвидировал ее и создал вместо нее Духовную академию, где получали исключительно богословское образование дети духовенства.
Представители украинской элиты протяжении длительного времени вели борьбу за открытие в Приднепровье университета. В 1805 г., как уже отмечалось, в Харькове был открыт университет, состоявший из словесного (историко-филологического), юридического, математического и медицинского факультетов. В течение 1805-1851 гг в нем получили высшее образование 2800 человек.
В 1834 г. было открыто Киевский университет, имевший философский и юридический. Контингент студентов университета постепенно менялся: сначала преобладала польская шляхта, затем - украинское и российское дворянство, а с 60-х гг - украинским молодежь из разных социальных слоев.
Промежуточное звено между средними и вузами составляли лицеи, которые в своем девятилетнем курсе сочетали гимназическое и университетское программы: Волынский лицей в Кременце (1805 г.), Ришельевский лицей в Одессе (1818 г.), гимназия высших наук в Нежине (1820 г.). Создаваемые с разрешения российского правительства в Приднепровье средние и высшие учебные заведения готовили по его замыслу кадры для пополнения имперской администрации разного уровня. Возможность получить образование зависела от состоятельности человека, а потому она была доступна выходцам из привилегированных сословий. Украинский язык использовать в учебных заведениях было запрещено.
Карта битвы на Калке
Сражение на Калке началось ранним утром 31 мая 1223 года. Начало битвы не предвещало ничего плохого. Русско-половецкое войско теснило противника, монголы отступали с боями. Однако, в конечном итоге все решили разобщенные действия. Монголы ввели в бой резервы, в результате чего завладели полным преимуществом. Изначально крупного успеха и прорыва обороны, достигло правое крыло конницы Субедея. Монголы разрезали армию противника на 2 части и обратили в бегство левое крыло русского войска, которым командовали Мстислав Удалой и Даниил Романович.
После этого началась осада оставшихся сил русских на Калке (половцы бежали еще в самом начале битвы). Осада длилась 3 дня. Монголы предпринимали один штурм за другим, но безрезультатно. Тогда они обратились к князьям с требованием сложить оружие, за что гарантировали им безопасный отход с поля битвы. Русичи согласились – монголы своего слова не сдержали и убили всех, кто сдался в плен. С одной стороны это была месть за убийство послов, с другой стороны – реакция на сдачу в плен. Ведь у монголов считает позорным пленение, лучше умереть в бою.
Битва на Калке достаточно подробно описана в летописях, где можно проследить ход событий:
Новгородская летопись. Указывает на то, что главная неудача в битве кроется в половцах, которые бежали, внеся сумятицу и панику. Именно бегство половцев отмечается, как ключевой фактор поражения.Ипатьевская летопись. Описывает в основном начало битвы, подчеркивая, что русские очень сильно теснили врага. Последующие события (бегство и массовую гибель русского войска) по данной летописи обусловлены введением монголами в бой резервов, которые и перевернули ход сражения.Суздальская летопись. Дает более детальныве причины поражения, которые связаны с тем, что было описано выше. Однако, в этом историческом документе указывается, что половцы бежали с боля битвы, поскольку монголы ввели резервы, чем испугали врага и получили перевес.
Дальнейшие события, после поражения, отечественные историки комментировать не любят. Однако, факт остается фактом – монголы сохранили жизнь всем русским князьям, военноначальникам и полководцам (убили после сдачи в плен только рядовых воинов). Но это не было великодушием, план был очень жесток…
Субедей приказал построить шатер, чтобы его армия могла славно отпраздновать победу. Шатер этот приказали строить на … русских князьях и полководцах. Пол в шатре был устелен на телах еще живых русских князей, а сверху пили и веселились монголы. Это была страшная смерть для всех, кто сдался в плен.
Переход украинских земель под власть Российской империи значительно ухудшил образовательный уровень украинский. Во времена Гетманщины одна школа приходилась в среднем на 700-800 жителей. Воздерживались они счет местного населения. Под имперской властью школы массово закрывались, потому крестьяне-крипаки совсем обнищали, а правительство ими не занимался.
С 1803 г. в Приднепровье стали рас новую общеимперскую систему образования. Устанавливались такие типы общеобразовательных учебных заведений: начальные приходские училища, уездные училища и гимназии. Официально закреплялся сословный характер права получение образования. Приходские училища предназначались для детей «низших сословий» и учили в них только закону Божьему, арифметике и грамоте. Уездные училища предназначались для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей». В гимназиях учились дети дворян, чиновников, богатых купцов. По содержанию новая система образования была направлена на воспитание «верноподданных» в проимперскими стиле. В 1850 г. во всех начальных школах Приднепровья обучалось всего 67 тыс. учеников. Подавляющее большинство населения оставалась неграмотной.
Развитие школьного образования в Приднепровской Украины по правительственным данным за 1856
Посудите: Проанализируйте приведенные цифры. Сделайте выводы, как повлияло имперское господство на положение в сфере образования. (На территории семи полков Гетманщины в 17401747 годах было 866 школ)
Среднее образование давали гимназии, обучение в которых было платным. По окончании четырех классов гимназии выпускники получали право на поступление в университет или на государственной службе. Специальным имперским распоряжением было запрещено принимать в гимназии и вузов выходцев из крепостных крестьян. В течение первой половины XIX в. в Приднепровье было открыто 19 гимназий с 4 тыс. учеников.
Особый характер имела система образования на Правобережье. Остерегаясь недовольство шляхты, имперский правительство не вмешивался в деятельность местных польских школ. Образованием украинских крестьян поляки вообще не интересовались. Обучение в школах осуществлялось в пропольской патриотическом духе. Ситуация в крае изменилась после подавления польского восстания 1831 г. Русификация системы образования стала составной приведения Правобережья в соответствии с других губерний империи.
В начале XIX в. в Приднепровской Украины появились первые профессиональные школы - ремесленные училища, фельдшерские школы, училища торгового мореплавания, садоводства, виноделия, пчеловодства и т.д. Появление их было вызвано потребностями экономического развития, но в целом их не хватало.
Единственным высшим внесословной учебным заведением на украинских землях в начале XIX в. оставалась Киево-Могилянская академия. Имперское правительство в 1817 г. специальным решением ликвидировал ее и создал вместо нее Духовную академию, где получали исключительно богословское образование дети духовенства.
Представители украинской элиты протяжении длительного времени вели борьбу за открытие в Приднепровье университета. В 1805 г., как уже отмечалось, в Харькове был открыт университет, состоявший из словесного (историко-филологического), юридического, математического и медицинского факультетов. В течение 1805-1851 гг в нем получили высшее образование 2800 человек.
В 1834 г. было открыто Киевский университет, имевший философский и юридический. Контингент студентов университета постепенно менялся: сначала преобладала польская шляхта, затем - украинское и российское дворянство, а с 60-х гг - украинским молодежь из разных социальных слоев.
Промежуточное звено между средними и вузами составляли лицеи, которые в своем девятилетнем курсе сочетали гимназическое и университетское программы: Волынский лицей в Кременце (1805 г.), Ришельевский лицей в Одессе (1818 г.), гимназия высших наук в Нежине (1820 г.). Создаваемые с разрешения российского правительства в Приднепровье средние и высшие учебные заведения готовили по его замыслу кадры для пополнения имперской администрации разного уровня. Возможность получить образование зависела от состоятельности человека, а потому она была доступна выходцам из привилегированных сословий. Украинский язык использовать в учебных заведениях было запрещено.