Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причем зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей стороны, ее вес в современном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни.
В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:
1) миграция из развивающихся в развитые страны;
2) миграция в рамках развитых стран;
3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;
4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся в развитые страны);
5) миграция работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.
Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 - в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.
В 80-х гг. для развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки стала характерной «утечка умов». В середине 90-х гг. только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских специалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Корейской Республики. Такой разрыв объясняется тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая научные исследования в американских научных и учебных учреждениях.
Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особого программного обеспечения обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600- 800 тыс. долл.
Присваивающее хозяйство было характерно для человеческого общества на самых ранних этапах его развития. Для него характерно то, что основным занятием населения были следующие виды деятельности: охота, рыболовство, собирательство. Таким образом люди обеспечивали свое существование до изобретения земледелия и скотоводства. Присваивающее хозяйство было в состоянии обеспечить небольшие группы людей, которыми было представлено человечество на заре своего развития. С увеличением населения, с появлением небольших поселений присваивающее хозяйство уже не могло обеспечить всех, а только истощало природные ресурсы. На смену ему придет производящее хозяйство - земледелие и скотоводство.
В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:
1) миграция из развивающихся в развитые страны;
2) миграция в рамках развитых стран;
3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;
4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся в развитые страны);
5) миграция работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.
Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 - в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.
В 80-х гг. для развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки стала характерной «утечка умов». В середине 90-х гг. только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских специалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Корейской Республики. Такой разрыв объясняется тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая научные исследования в американских научных и учебных учреждениях.
Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особого программного обеспечения обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600- 800 тыс. долл.