Около 10 тыс. лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты — скотоводство. люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. более сложным стало и общественное устройство. что стало причиной отказа от традиционных для первобытного общества способов добычи пропитания? какие изменения в жизни людей произошли вследствие перехода к земледелию и скотоводству? об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии. совершенствуя способы охоты и собирательства, первобытные люди все равно испытывали трудности, связанные с недостатком пищи, они были вынуждены постоянно кочевать в поисках животных и съедобных растений. люди зависели от природы. занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зерна дикорастущего ячменя или пшеницы всходы. люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. так из собирательства возникло земледелие. мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. их можно было выкормить и приручить. люди одомашнили диких собак, свиней, овец, коз и коров так из охоты возникло скотоводство. переход от присваивающего хозяйства к производящему ученые назвали неолитической революцией. этот процесс занял целые сотни и даже тысячи лет. в результате распространения земледелия и скотоводства стали появляться новые орудия труда. для расчистки лесов под пашню стали изготавливать особо прочные каменные топоры из нефрита, палка-копалка превратилась в мотыгу, каменный нож для срезания колосьев был заменен костяным серпом с каменными вкладышами. появилось более совершенное оружие для охоты. для приготовления и хранения пищи стали использовать глиняную посуду. примитивные горшки изготавливали из сплетенных из прутьев и обмазанных глиной корзин, позже люди научились обжигать глину. так возникло одно из самых древних ремесел — гончарное. из шерсти овец и волокон льна люди научились изготавливать нити (прядение). с начала люди вручную сплетали нити, затем появился примитивный ткацкий станок. так возникло ткачество. с изобретением прядения и ткачества у людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани. переход к земледелию и скотоводству, изобретение ремесел привели к изменениям человеческого коллектива. сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин — самых опытных и мудрых членов рода, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. старейшины ляли родовыми общинами. между родовыми общинами, жившими в одной местности, устанавливались тесные контакты, заключались союзы. несколько родовых общин объединялись в племя. племенем лял совет старейшин. он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. самым страшным считалось изгнание из племени — ведь человек не мог прожить в одиночку. источник:
Государей он был небывалым явлением. молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в своей наружности вовсе не отражал своей духовной природы. богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавшим в боярской думе самые трудные вопросы, живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания. он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое, угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски. он тотчас показал себя деятельным , чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в боярской думе, сам обучал ратных людей. своим образом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве. "