решить номер 3 в рубрике задания «Составь небольшой рассказ о развитии ….» Можно использовать информацию со страниц . Предложений где-то , ЗАВТРА ПРОСТО ИСТОРИЯ
В1803 г. сперанский завершил обширный труд "об устройстве судебных и правительственных учреждений в россии". в этой работе сперанский пытается разобраться, из каких частей "слагается государственное вообще", определить компетенцию каждой из этих частей, в т. ч. пытается исследовать устройство монархического правления и на основе своих теоретических рассуждений составить приемлемый для россии образец . сперанский определяет функции сената исполнительного, законодательного. в частности, сенат исполнительный состоит из отделения (администрации) и отделения суда, а сенат законодательный составляют сенаторы, назначаемые губернаторами. к компетенции законодательного сената относятся «постановления закона гражданского и уголовного» ; «усовершения закона гражданского и уголовного и охранение закона в исполнении его» . на первое время сперанский делит сенат исполнительный на две части: судную и . судная часть включает в себя гражданские и уголовные департаменты. суды делятся на уголовные и гражданские. дела в суд поставляются от сената судного, от комиссии, от сената , от государя и от министерств. связующим звеном между монархом и различными ветвями власти, по замыслу сперанского, должен был стать государственный совет : "в порядке государственных установлений совет представляет сословие, в коем все действия части законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются". государственный совет был создан в 1801 г. , но не имел реального влияния на государственные дела. сперанский предлагал начать преобразования с придания совету большего объема полномочий: " законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению". государственный совет составлялся "из особ, высочайшею доверенностью в сословие сие призываемых". министры являлись членами государственного совета по своему званию. председательствовал в совете император лично или назначаемый им член совета . важнейший дела обсуждались в общем собрании государственного совета, другие дела - в департаментах государственного совета : 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной економии. законодательная власть, или "порядок законодательный", по мысли сперанского, должна была состоять из выборных учреждений. разумеется, в его проекте, не шла речь о всеобщем избирательном праве. участие в выборах могли принимать только владельцы недвижимой собственности, при этом выборы были четырехступенчатыми. тем не менее проект представлял огромный шаг вперед по сравнению с российской действительностью. план преобразований состоял в том, чтобы привлечь население (на основе имущественного ценза) к участию в исполнительной, законодательной и судебной власти посредством системы выборов. выборные учреждения представляли собой стройную систему органов различного уровня, или "четырех степеней", как называл их сперанский . первую - низшую степень представляли волостные думы, которые созывались каждые три года в волостных селениях или волостных городах. волостные думы выбирали волостные правления, утверждали отчет в сборах и употреблении сумм, вверенных правлениям и выбирали депутатов в окружные думы, которые в свою очередь избирали депутатов в губернские думы. "из депутатов, представленных от губернской думы, -писал сперанский, -составляется законодательное сословие, под именем государственной думы".это учреждение, по определению сперанского, "есть место равное сенату и министерству ".государственная дума должна была собираться ежегодно в сентябре месяце, а срок ее работы определялся количеством дел, предлагаемых ей для рассмотрения.
Сперанский рекомендует широкую децентрализацию, то есть наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные думы: волостные, уездные и губернские. Дума призвана решать вопросы местного характера. Без согласия Государственной думы самодержец не имел права издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь шла о отечества. Однако в противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить новые выборы. Следовательно, Государственная дума своим существованием как бы была призвана давать лишь представление о нуждах народа и осуществлять контроль над исполнительной властью. Исполнительная власть представлена правлениями, а на высшем уровне — министерствами, которые формировал сам император. Причем министры, должны были нести ответственность перед Государственной Думой, которая наделялась правом просить об отмене незаконных актов.
Сперанский рекомендует широкую децентрализацию, то есть наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные думы: волостные, уездные и губернские. Дума призвана решать вопросы местного характера. Без согласия Государственной думы самодержец не имел права издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь шла о отечества. Однако в противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить новые выборы. Следовательно, Государственная дума своим существованием как бы была призвана давать лишь представление о нуждах народа и осуществлять контроль над исполнительной властью. Исполнительная власть представлена правлениями, а на высшем уровне — министерствами, которые формировал сам император. Причем министры, должны были нести ответственность перед Государственной Думой, которая наделялась правом просить об отмене незаконных актов.