Области, подвластные Персидской державе, можно разделить на две группы. К одной принадлежали обширные пространства Восточного Ирана, а также Средней Азии и других периферийных областей, где рабовладение было ещё слабо развито, господствовало натуральное хозяйство и продолжали существовать многие пережитки первобытно-общинного строя. Рядом с более развитыми земледельческими областями и вперемежку с ними здесь были расположены территории племён, как оседлых, так и главным образом кочевых, которые ещё не переступили порога классового общества. Наиболее важными из земледельческих областей были расположенные на юге Средней Азии и в прилегающих частях Восточного Ирана: Гиркания (к юго- востоку от Каспийского моря) , Парфия (центральная часть Южного Туркменистана и примыкающие к ней части Ирана, населённые частично кочевниками) , Маргиана (долина реки Мургаба в восточной части Туркменской ССР) , Арейя (Северо-Западный Афганистан) , Бактрия (север Афганистана и юг Таджикской ССР) , Согдиана, находившаяся к северу от Бактрии (между Аму-Дарьёй и Сыр-Дарьёй, древними Оксом и Яксартом) , и выдававшийся далеко на север по нижнему течению Окса Хорезм. С севера эти области были окружены степями, заселёнными племенами кочевников: дахов, массагетов, саков. О положении этих областей известно очень немногое. Другую группу составляли наиболее развитые в хозяйственном отношении переднеазиатские сатрапии державы Ахеменидов, которые давали основную массу доходов персидским царям и были экономическим центром государства. С этих областей — Малой Азии, Заречья (области к западу от реки Тигра — Сирия, Финикия, Палестина и Северная Месопотамия) , Армении, Вавилонии, Элама, Лидии — персидские цари получали в виде налогов вдвое большую сумму, чем со всей остальной державы. В областях Передней Азии сохранялись в основных чертах те общественные отношения, которые сложились ещё при ассирийцах, в VIII—VII вв. до н. э. Основная территоррш, составлявшая собственность царя, была заселена общинниками, вероятно, не имевшими права покидать своей общины. Они были обложены многообразными тяжёлыми налогами, пошлинами и повинностями в пользу царской казны. На этой же территории находились рабовладельческие имения самого царя и крупной персидской знати. Другая часть земель принадлежала храмам и городам. Именно здесь находились очаги наиболее развитого рабовладения К этой группе областей по своему социально-экономическому строю примыкал и Египет. Но в отличие от других сатрапий Египет был наименее связан с Персидской державой; в течение VI—IV вв. значительную часть времени Египет вообще не находился под властью персов.
Происхождение названия "Казань" до сих пор вызывает споры историков. Слово "казан" имеет давнюю историю. Одно из его значений - "котел". По древней легенде, нерадивый слуга хана Алтынбека уронил в реку золотой котел, символ власти и могущества господина. В результате реку назвали Казанской, а город на ее берегу Казанью. Но вполне возможно, что случились эти события вовсе не в том месте, где теперь находится город… Основание на берегу реки Казанки города Иски-Казань археологи относят к XII веку. Городище Иски-Казань находится неподалеку от деревни Камаево Арского района Татарстана. Стоявшие на высоком 80-метровом холме крепость и городок занимали площадь всего 6 гектаров. Но до наших дней здесь сохранились лишь остатки высоких крепостных валов. Вероятно, в конце XIV века город, а точнее, его название "Казань" перенесли отсюда на современное место. Настоящий возраст Казани удалось выяснить сравнительно недавно. В 1997 г. один из рабочих, работавший на раскопках в казанском Кремле, случайно нашел небольшую монетку, использовавшуюся когда-то как женское украшение. Специалисты датировали ее 929-930 гг. Оказалось, что эта монета - единственная в мире, отчеканенная еще при жизни пражского князя Ватслава, что явилось настоящим открытием даже для чешских археологов: оказывается, монеты в древней Праге начали чеканить на столетие раньше, чем считалось. А возраст Казани был определен в 1 000 лет… Современная Казань связана с именами многих известных людей: Пушкина и Баратынского, Лобачевского и Льва Толстого, Владимира Ульянова, Максима Горького, Федора Шаляпина. Кстати, в Казани, на родине певца, стоит единственный в России памятник Шаляпину. Без последствий для города не визиты многих сильных мира сего. Например, Петропавловский собор, уникальный памятник архитектуры русского барокко, был построен в 1726 г. казанским купцом Михляевым в честь посещения города Петром I. Одна из центральных пешеходных и торговых улиц города, аналог московского Арбата, сегодня носит имя Баумана. Но так было далеко не всегда. При взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 г. была взорвана часть городской крепостной стены, в которой образовался пролом. Улицу, проложенную на этом месте, так и назвали: Большая Проломная. На месте пролома была построена церковь Богоявления. Сначала деревянная, а в 1731 г. - каменная До наших дней не сохранилась построенная здесь Андреевская церковь, уничтоженная в 30-е гг. В храме Богоявления за годы советской власти чего только не бывало: и склад, и спортзал Казанского университета, и даже зверинец. А колокольня, построенная в начале XIX века, стоит до сих пор. Спроектированная в псевдоготическом стиле, она чем-то напоминает католический костел, украшена шестиугольной звездой Давида и пятиугольной звездой Соломона. Сегодня казанские археологи продолжают исследования на территории города, в основном в Кремле. Недавно внутри современной территории Кремля на глубине в несколько метров им удалось открыть стоявшую здесь во времена Ивана Грозного выстроенную из дерева кожевенную мастерскую и часть городской улицы, покрытой деревом. Удалось найти огромное количество монет, уникальной керамики и украшений.
Другую группу составляли наиболее развитые в хозяйственном отношении переднеазиатские сатрапии державы Ахеменидов, которые давали основную массу доходов персидским царям и были экономическим центром государства. С этих областей — Малой Азии, Заречья (области к западу от реки Тигра — Сирия, Финикия, Палестина и Северная Месопотамия) , Армении, Вавилонии, Элама, Лидии — персидские цари получали в виде налогов вдвое большую сумму, чем со всей остальной державы.
В областях Передней Азии сохранялись в основных чертах те общественные отношения, которые сложились ещё при ассирийцах, в VIII—VII вв. до н. э. Основная территоррш, составлявшая собственность царя, была заселена общинниками, вероятно, не имевшими права покидать своей общины. Они были обложены многообразными тяжёлыми налогами, пошлинами и повинностями в пользу царской казны. На этой же территории находились рабовладельческие имения самого царя и крупной персидской знати. Другая часть земель принадлежала храмам и городам. Именно здесь находились очаги наиболее развитого рабовладения
К этой группе областей по своему социально-экономическому строю примыкал и Египет. Но в отличие от других сатрапий Египет был наименее связан с Персидской державой; в течение VI—IV вв. значительную часть времени Египет вообще не находился под властью персов.
Основание на берегу реки Казанки города Иски-Казань археологи относят к XII веку. Городище Иски-Казань находится неподалеку от деревни Камаево Арского района Татарстана. Стоявшие на высоком 80-метровом холме крепость и городок занимали площадь всего 6 гектаров. Но до наших дней здесь сохранились лишь остатки высоких крепостных валов. Вероятно, в конце XIV века город, а точнее, его название "Казань" перенесли отсюда на современное место.
Настоящий возраст Казани удалось выяснить сравнительно недавно. В 1997 г. один из рабочих, работавший на раскопках в казанском Кремле, случайно нашел небольшую монетку, использовавшуюся когда-то как женское украшение. Специалисты датировали ее 929-930 гг. Оказалось, что эта монета - единственная в мире, отчеканенная еще при жизни пражского князя Ватслава, что явилось настоящим открытием даже для чешских археологов: оказывается, монеты в древней Праге начали чеканить на столетие раньше, чем считалось. А возраст Казани был определен в 1 000 лет…
Современная Казань связана с именами многих известных людей: Пушкина и Баратынского, Лобачевского и Льва Толстого, Владимира Ульянова, Максима Горького, Федора Шаляпина. Кстати, в Казани, на родине певца, стоит единственный в России памятник Шаляпину.
Без последствий для города не визиты многих сильных мира сего. Например, Петропавловский собор, уникальный памятник архитектуры русского барокко, был построен в 1726 г. казанским купцом Михляевым в честь посещения города Петром I.
Одна из центральных пешеходных и торговых улиц города, аналог московского Арбата, сегодня носит имя Баумана. Но так было далеко не всегда. При взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 г. была взорвана часть городской крепостной стены, в которой образовался пролом. Улицу, проложенную на этом месте, так и назвали: Большая Проломная. На месте пролома была построена церковь Богоявления. Сначала деревянная, а в 1731 г. - каменная
До наших дней не сохранилась построенная здесь Андреевская церковь, уничтоженная в 30-е гг. В храме Богоявления за годы советской власти чего только не бывало: и склад, и спортзал Казанского университета, и даже зверинец. А колокольня, построенная в начале XIX века, стоит до сих пор. Спроектированная в псевдоготическом стиле, она чем-то напоминает католический костел, украшена шестиугольной звездой Давида и пятиугольной звездой Соломона.
Сегодня казанские археологи продолжают исследования на территории города, в основном в Кремле. Недавно внутри современной территории Кремля на глубине в несколько метров им удалось открыть стоявшую здесь во времена Ивана Грозного выстроенную из дерева кожевенную мастерскую и часть городской улицы, покрытой деревом. Удалось найти огромное количество монет, уникальной керамики и украшений.