С принятием казахами российского подданства активно начался процесс научного изучения края. Исследованиями занимались как научные учреждения, так и отдельные лица. Многие российские исследователи создали свои фундаментальные труды на основе материалов казахского фольклора, генеалогии и этнографии. Первые попытки комплексного изучения Казахстана, предпринятые Россией в XVIII веке, связаны с именем М.В. Ломоносова. Он был инициатором организации научных экспедиций на территорию края и создания его географических карт. В 1768—1774 годах одну из таких экспедиций в Казахстан возглавил академик, естествоиспытатель П.С. Паллас. В работе этой научной экспедиции приняли участие известные ученые, путешественники И.П. Фальк и И.Г. Георги. Маршрут экспедиции проходил через земли Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного Казахстана. Результатом этой работы стал труд П.С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» в трех частях (СПб., 1773). Здесь содержатся ценные материалы об истории и этнографии казахского народа. Исследователь И.Г. Георги организовал и самостоятельную экспедицию по территории Казахстана. В 1796 году он подготовил и опубликовал обстоятельную работу «Описание всех в Российском государстве обитающих народов». В этой книге содержатся ценнейшие сведения о быте, культуре, обычаях и обрядах казахов, а также особенностях хозяйственной жизни номадов. Российские исследователи работали в Казахстане, исходя из интересов колониального освоения края. Инициатор Киргиз-кайсац-кой экспедиции И.К. Кириллов оставил после себя труд «Изъяснение о киргиз-кайсацкой и каракалпакской ордах». В нем автор подробно описал казахские и каракалпакские земли: природные условия, полезные ископаемые и торговые пути. Он доказывал возможность и выгодность установления торгово-экономических связей России с народами Средней Азии и казахами. Интересные исследования по изучению природных богатств Младшего жуза оставил и член-корреспондент Академии наук России П.И. Рычков. Многочисленными и фундаментальными трудами он по праву заслужил славу «Колумба Оренбургского края», куда и относились тогда земли Младшего жуза. Он подготовил такие труды, как «История Оренбургская» и «Топография или описание Оренбургской губернии». В этих трудах содержится подробная информация о раннем появлении казахов в Волжско-Яицком регионе в период правления хана Хакназара, процессе вхождения Младшего жуза в состав Российской империи. Автор подробно описывает основание Оренбургской крепости, укреплений Уральской и Оренбургской пограничной линий, о налаживании торговых контактов со Средней Азией и Казахской степью. Купцам, выезжавшим из Оренбурга в Бухару, он давал заказы на приобретение литературы об истории местных народов даже на арабском языке. Исследователь подробно описывал события, связанные с Пугачевским восстанием. Он был признанным знатоком языка и культуры казахского народа, собрал много образцов казахского фольклора. В конце XVIII века вышел труд русского офицера И.Г. Андреева «Описание Средней орды киргиз-кайсаков». Автор долгое время служил на Сибирских пограничных линиях и хорошо был знаком с жизнью и бытом местного населения. В этой книге он оставил подробные сведения об истории и границах Среднего жуза. Им были даны подробные описания обычаев и обрядов степняков, а также о переходах казахов со скотом в зимнее время на правобережье Иртыша. Русским офицером, генерал-майором из Усть-Каменогорской крепости А.Д. Скалоном был составлен первый уникальный русско-казахский словарь. Это был один из первых шагов приобщения местного населения к русской грамоте и изучения русскими казахского языка.
В 1918-1920-х годах коренные изменения в области культуры, образования, науки, получили название советская культурная модернизация. На начальном этапе советской культурной модернизации в 1918 году на страницах газеты «Заря свободы» было опубликовано: «…занятия (в школе) будут приноровлены ко времени, свободному от работ, и с согласия самих желающих учиться».
В 1920-х годах: курсы по ликвидации неграмотности уделяли внимание развитию эстетического чувства путем организации клубов, хоров, театров; основными очагами ликбеза были красные юрты; созданы чрезвычайные комиссии по борьбе с неграмотностью; создано общество «Долой неграмотность», открывались школы для малограмотных; характерной чертой развития науки были краеведческая направленность и превалирование гуманитарных исследований; Ж. Аймаутов опубликовал работы по педагогике и психологии, С. Асфендияров и Т. Рыскулов – по истории Казахстана и Средней Азии, А. Байтурсынов разработал актуальные проблемы фонетики, морфологии и грамматики казахского языка.
В 1921 г.: была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности; очаги культуры включились в борьбу за голодающих.
В 1924 году было создано общество «Долой неграмотность». В 1930 г. было введено всеобщее обязательное начальное обучение.
В 1920-1930-х годах открылись культурно-просветительские центры, которые стали инструментом идейно-политической обработки масс.
В книге «1000 песен казахского народа» А. Затаевич исследовал творчество Кунанбаева, Биржан-сал, Акан-серы, Сандыбаева, Байжанова, Шамсутдиновой.
В 1939 году грамотность населения в возрасте до 50 лет составила 83,6%.
Опыт в деле организации профессиональных учебных заведений, рост потребностей в кадрах специалистов экономики и культуры требовал открытия полнокровного высшего учебного заведения. 10 июня 1928 года Совнарком принял решение об организации Казахского государственного университета с тремя факультетами: педагогическим, сельскохозяйственным, медицинским. В 1930–1931 годах Казахский государственный университет был реорганизован в Казахский педагогический институт.
С 1934 году вуз был назван в честь С.М. Кирова, имя аль-Фараби вузу было присвоено лишь в 1991 году. В 1934 году начались занятия на физико-математическом и биологическом факультетах Казахского государственного университета. Ленин писал: «Политически победить можно в несколько недель, на войне можно победить в несколько месяцев, а культурно победить в такой срок нельзя…»
Экспедиционные отряды академиков Ферсмана, Самойловича добились результатов в изучении недр, флоры и фауны Казахстана.
Казахстанская база Академии Наук СССР была открыта в 1932 году. Председателем президиума Казахстанской базы АН СССР стал академик А. Самойлович.
Объяснение:
В 1918-1920-х годах коренные изменения в области культуры, образования, науки, получили название советская культурная модернизация. На начальном этапе советской культурной модернизации в 1918 году на страницах газеты «Заря свободы» было опубликовано: «…занятия (в школе) будут приноровлены ко времени, свободному от работ, и с согласия самих желающих учиться».
В 1920-х годах: курсы по ликвидации неграмотности уделяли внимание развитию эстетического чувства путем организации клубов, хоров, театров; основными очагами ликбеза были красные юрты; созданы чрезвычайные комиссии по борьбе с неграмотностью; создано общество «Долой неграмотность», открывались школы для малограмотных; характерной чертой развития науки были краеведческая направленность и превалирование гуманитарных исследований; Ж. Аймаутов опубликовал работы по педагогике и психологии, С. Асфендияров и Т. Рыскулов – по истории Казахстана и Средней Азии, А. Байтурсынов разработал актуальные проблемы фонетики, морфологии и грамматики казахского языка.
В 1921 г.: была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности; очаги культуры включились в борьбу за голодающих.
В 1924 году было создано общество «Долой неграмотность». В 1930 г. было введено всеобщее обязательное начальное обучение.
В 1920-1930-х годах открылись культурно-просветительские центры, которые стали инструментом идейно-политической обработки масс.
В книге «1000 песен казахского народа» А. Затаевич исследовал творчество Кунанбаева, Биржан-сал, Акан-серы, Сандыбаева, Байжанова, Шамсутдиновой.
В 1939 году грамотность населения в возрасте до 50 лет составила 83,6%.
Опыт в деле организации профессиональных учебных заведений, рост потребностей в кадрах специалистов экономики и культуры требовал открытия полнокровного высшего учебного заведения. 10 июня 1928 года Совнарком принял решение об организации Казахского государственного университета с тремя факультетами: педагогическим, сельскохозяйственным, медицинским. В 1930–1931 годах Казахский государственный университет был реорганизован в Казахский педагогический институт.
С 1934 году вуз был назван в честь С.М. Кирова, имя аль-Фараби вузу было присвоено лишь в 1991 году. В 1934 году начались занятия на физико-математическом и биологическом факультетах Казахского государственного университета. Ленин писал: «Политически победить можно в несколько недель, на войне можно победить в несколько месяцев, а культурно победить в такой срок нельзя…»
Экспедиционные отряды академиков Ферсмана, Самойловича добились результатов в изучении недр, флоры и фауны Казахстана.
Казахстанская база Академии Наук СССР была открыта в 1932 году. Председателем президиума Казахстанской базы АН СССР стал академик А. Самойлович.