Патриаршее достоинство было присвоено митрополиту Иову лично Вселенским Патриархом Иеремией II в мае 1589 года (Иеремия прибыл в Москву 13 июля 1588 года, после чего последовали сложные переговоры с московским правительством, во время которых Иеремия фактически пребывал под домашним арестом); затем подтверждено соборами в Константинополе в 1590 и 1593, о чём в Москву были посланы грамоты.
Значительную роль в исходатайствовании решения восточных патриархов сыграл Борис Годунов, фактически управлявший тогда Русским царством при царе Феодоре Иоанновиче. Единоличные действия Патриарха Иеремии в Москве вызвали неоднозначную реакцию на православном Востоке: крайне резко возражал против них, оспаривая их законность, авторитетный канонист и богослов Мелетий Пигас, ставший в 1590 году (после собора в Константинополе) Александрийским Патриархом. Он был убеждён, что действия Иеремии в Москве были обусловлены насилием и хитростью со стороны русских. Тем не менее, позже он был в числе подписавших грамоту 1593 года (на грамоте 1590 года подпись александрийского патриарха отсутствовала, ввиду междупатриаршества).
В Уложенной грамоте 1589 года, в частности, декларировалась известная по более ранним источникам концепция Москвы (точнее, «Росийского царствия») как «Третьего Рима»: «<…> Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде».
Как показали графологические исследования конца XX века, значительная часть подписей иерархов (кроме самого патриарха Иеремии II) на Грамоте 1590 года была поддельной (из 105 подписей участников Собора не менее 70 не подлинны: выполнены не указанными в этих подписях иерархами), что, вероятно, было вызвано спешкой; все подписи на акте Великого Константинопольского собора 1593 года (42 иерарха) — подлинные
Желание московского правительства было в том, чтобы Московский Патриарх занял третье, после Вселенского и Александрийского Патриархов, место в диптихе, но такое требование было категорически отвергнуто.
Упразднение По смерти Патриарха Адриана в 1700 году Пётр I воспретил избрание нового патриарха и после 20 лет «межпатриаршества» учредил Духовную Коллегию, вскоре переименованную в Святейший Синод, который, являясь государственным органом, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, — с императором (до 2 марта 1917 года) в качестве «крайнего Судии сей Коллегии». В последовавший так называемый синодальный период органы церковно-административного управления в России рассматривались и как учреждения государственного управления.
Восстановление Править Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917; первым патриархом в послесинодальный период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский.
Патриаршее достоинство было присвоено митрополиту иову лично вселенским патриархом иеремией ii в мае 1589 года (иеремия прибыл в москву 13 июля 1588 года, после чего последовали сложные переговоры с московским правительством, во время которых иеремия фактически пребывал под арестом); затем подтверждено соборами в константинополе в 1590 и 1593, о чём в москву были посланы грамоты. значительную роль в исходатайствовании решения восточных патриархов сыграл борис годунов, фактически тогда царством при царе феодоре иоанновиче. единоличные действия патриарха иеремии в москве вызвали неоднозначную реакцию на православном востоке: крайне резко возражал против них, оспаривая их законность, авторитетный канонист и богослов мелетий пигас, ставший в 1590 году (после собора в константинополе) александрийским патриархом. он был убеждён, что действия иеремии в москве были обусловлены насилием и хитростью со стороны . тем не менее, позже он был в числе подписавших грамоту 1593 года (на грамоте 1590 года подпись александрийского патриарха отсутствовала, ввиду междупатриаршества). в уложенной грамоте 1589 года, в частности, декларировалась известная по более ранним источникам концепция москвы (точнее, «росийского царствия») как «третьего рима»: «< …> великое росийское царствие, третей рим, благочестием всех превзыде». как показали графологические исследования конца xx века, значительная часть подписей иерархов (кроме самого патриарха иеремии ii) на грамоте 1590 года была поддельной (из 105 подписей участников собора не менее 70 не подлинны: выполнены не указанными в этих подписях иерархами), что, вероятно, было вызвано спешкой; все подписи на акте великого константинопольского собора 1593 года (42 иерарха) — подлинные желание московского правительства было в том, чтобы московский патриарх занял третье, после вселенского и александрийского патриархов, место в диптихе, но такое требование было категорически отвергнуто. по смерти патриарха адриана в 1700 году пётр i воспретил избрание нового патриарха и после 20 лет «межпатриаршества» учредил духовную коллегию, вскоре переименованную в святейший синод, который, являясь государственным органом, исполнял функции общецерковного с 1721 по январь 1918 года, — с императором (до 2 марта 1917 года) в качестве «крайнего судии сей коллегии». в последовавший так называемый синодальный период органы церковно-административного в россии рассматривались и как учреждения государственного . восстановление править патриаршество в православной российской церкви было восстановлено решением всероссийского поместного собора 28 октября (11 ноября) 1917; первым патриархом в послесинодальный период был избран святитель тихон (беллавин), митрополит московский
Значительную роль в исходатайствовании решения восточных патриархов сыграл Борис Годунов, фактически управлявший тогда Русским царством при царе Феодоре Иоанновиче. Единоличные действия Патриарха Иеремии в Москве вызвали неоднозначную реакцию на православном Востоке: крайне резко возражал против них, оспаривая их законность, авторитетный канонист и богослов Мелетий Пигас, ставший в 1590 году (после собора в Константинополе) Александрийским Патриархом. Он был убеждён, что действия Иеремии в Москве были обусловлены насилием и хитростью со стороны русских. Тем не менее, позже он был в числе подписавших грамоту 1593 года (на грамоте 1590 года подпись александрийского патриарха отсутствовала, ввиду междупатриаршества).
В Уложенной грамоте 1589 года, в частности, декларировалась известная по более ранним источникам концепция Москвы (точнее, «Росийского царствия») как «Третьего Рима»: «<…> Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде».
Как показали графологические исследования конца XX века, значительная часть подписей иерархов (кроме самого патриарха Иеремии II) на Грамоте 1590 года была поддельной (из 105 подписей участников Собора не менее 70 не подлинны: выполнены не указанными в этих подписях иерархами), что, вероятно, было вызвано спешкой; все подписи на акте Великого Константинопольского собора 1593 года (42 иерарха) — подлинные
Желание московского правительства было в том, чтобы Московский Патриарх занял третье, после Вселенского и Александрийского Патриархов, место в диптихе, но такое требование было категорически отвергнуто.
Упразднение
По смерти Патриарха Адриана в 1700 году Пётр I воспретил избрание нового патриарха и после 20 лет «межпатриаршества» учредил Духовную Коллегию, вскоре переименованную в Святейший Синод, который, являясь государственным органом, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, — с императором (до 2 марта 1917 года) в качестве «крайнего Судии сей Коллегии». В последовавший так называемый синодальный период органы церковно-административного управления в России рассматривались и как учреждения государственного управления.
Восстановление Править
Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917; первым патриархом в послесинодальный период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский.