В средневековье использовался транспорт трех видов — сухопутный, речной и морской, причем водными путями перевозилась львиная доля всех товаров. Что же касается сухопутного транспорта, то серьезным препятствием для его развития являлось отсутствие хороших дорог. Другим препятствием на пути сухопутной торговли были политические обстоятельства: необеспеченность на дорогах, произвол местных феодалов, многочисленные таможенные заставы (так, например, на Рейнском сухопутном пути в XIV в. было 64 заставы). Все это делало сухопутную торговлю крайне невыгодной и даже рискованной; не случайно образ средневекового купца ассоциируется с образом воина. Сухопутным путем предпочитали перевозить (там, где был выбор) мелкие, но ценные товары (ткани, пряности, дорогие поделки и т. п.). Основная же масса товаров шла по рекам. Речной транспорт был более удобным, дешевым и безопасным. Причем в средневековье использовались не только крупные реки, но и маленькие речки и даже речушки, по нашим теперешним представлениям совершенно не судоходные. Транспортировка грузов велась в баржах и на других суднах самого разного размера, вплоть до простых лодок; их тянули впряженные в бечеву лошади. Иногда судна достигали и больших размеров; такими были, например, рейнские и мозельские лихтеры для перевозки австрийской руды грузоподъемностью в несколько сот тонн. Речная сеть охватывала всю территорию Европы, но переход из бассейна одной крупной реки в другую представлял большие трудности, для преодоления этого уже с XI в. стали строить каналы. Морской транспорт был наиболее дешевым. По подсчетам некоторых современных исследователей, транспортировка тканей по морю обходилась всего в 2% от стоимости груза, по суше же — в 15-20%. Конечно, перевоз более громоздких и дешевых товаров обходился дороже (зерна, например, в 15%, квасцов в 33%), но все равно он был более выгоден, чем сухопутный вариант, при котором нередко накладные расходы в полтора раза превышали первоначальную стоимость товара.
Плодородная низменность между Тигром и Евфратом, которую греки называли Месопотамией (Междуречье), в древности была особенно благоприятна для широкого развития земледельческого хозяйства. Эта область тянется от гор Армении на севере до Персидского залива на юго-востоке. На западе к ней прилегают обширные и малонаселенные сирийско-месопотамские степи, а на востоке — горные области Западного Ирана.Особенно плодородна почва в средней и южной части Двуречья, так как она создана наносными отложениями (аллювием) Тигра и Евфрата, которые, периодически разливаясь, удобряют и орошают землю. В горных районах Северной Месопотамии, а также к востоку от Тигра уже в древности добывали камень, дерево и металлическую руду, необходимые для изготовления земледельческих орудий. В Южной Месопотамии, которая в глубокой древности была, очевидно, сплошь заболочена и не имела естественных богатств, первые поселенцы были вынуждены пользоваться главным образом глиной и камышом для изготовления необходимых им предметов.Географическое положение Месопотамии раннему установлению экономических и культурных связей между жителями Двуречья и соседними племенами. Тигр и Евфрат — эти естественные торговые магистрали — объединяли Месопотамию в хозяйственном отношении. От западной излучины Евфрата сравнительно короткий караванный путь вел к восточному побережью Средиземного моря.Но отсутствие самой природой защищенных границ приводило также и к тому, что оседлое земледельческое население Двуречья нередко подвергалось грабительским набегам и нашествиям соседних кочевых скотоводческих племен; гутии, эламиты, касситы, жившие в восточных горных районах, а впоследствии персы нередко покоряли богатые города Месопотамии. Из широко открытых западных степей в области Двуречья часто вторгались «племена запада» (амориты), а позднее арамейцы, бывшие реальной угрозой даже для такого могущественного государства, как Ассирия.Вопрос о происхождении народов (этногенез), особенно древних, очень сложен. Для его разрешения необходимо изучить все еще скудные данные о культуре, в частности о развитии языков различных народов, населявших обширную территорию Передней Азии. Имеются основания полагать, что древнейшими народами здесь были горные народы, населявшие страны от Кавказа и Тавра до Южного Элама.Одновременно с ними в образовании древнейшего населения Месопотамии участвовали и западные кочевники, которые очень много восприняли от шумерийского народа, создавшего уже в IV тысячелетии до н. э. первые элементы оросительного земледелия и своеобразную клинообразную письменность.
Речной транспорт был более удобным, дешевым и безопасным. Причем в средневековье использовались не только крупные реки, но и маленькие речки и даже речушки, по нашим теперешним представлениям совершенно не судоходные. Транспортировка грузов велась в баржах и на других суднах самого разного размера, вплоть до простых лодок; их тянули впряженные в бечеву лошади. Иногда судна достигали и больших размеров; такими были, например, рейнские и мозельские лихтеры для перевозки австрийской руды грузоподъемностью в несколько сот тонн. Речная сеть охватывала всю территорию Европы, но переход из бассейна одной крупной реки в другую представлял большие трудности, для преодоления этого уже с XI в. стали строить каналы.
Морской транспорт был наиболее дешевым. По подсчетам некоторых современных исследователей, транспортировка тканей по морю обходилась всего в 2% от стоимости груза, по суше же — в 15-20%. Конечно, перевоз более громоздких и дешевых товаров обходился дороже (зерна, например, в 15%, квасцов в 33%), но все равно он был более выгоден, чем сухопутный вариант, при котором нередко накладные расходы в полтора раза превышали первоначальную стоимость товара.