Взаимоотношения церкви и государства в xvi–xvii вв. определяли многие процессы в развитии общества и государства. со времен ивана iv власть в московском государстве в лице царя носила сакральный (священный) характер, так как ее источником был бог, а ограничивалась она только христианскими заповедями, церковными уложениями и традициями. в этой связи православная церковь не посягала на светское , а выступала нравственным противовесом самодержавию. важное значение в этом имело такое явление в жизни общества, как юродство. юродивые, поддерживаемые церковью и простыми мирянами, обладали неограниченной возможностью обличать власть. церковь и монастыри располагали значительной мощью, развитым и эффективным хозяйством, были очагами культуры. монастыри строились часто в стратегически важных местах и имели огромное значение в обороне страны. церковь была в состоянии выставлять до 20 тысяч ратников. не претендуя на светские функции власти, она была приобщена к принятию государственных решений. так, священный собор как орган церковного принимал участие в работе земских соборов. в годы смуты патриаршество, несмотря на некоторые колебания, сыграло большую роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими войсками, что подтверждается трагической смертью патриарха гермогена, гибелью монахов при защите монастырей, материальной поддержкой ополчения. после смутного времени роль церкви заметно возросла. это связано с именем патриарха филарета (отца царя михаила), который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил россией, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии. к середине xvii в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. поводом для этого стала попытка патриарха никона поставить духовную власть выше светской. вместе с тем внутри церкви усиливаются разногласия. к 1640-м гг. в москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия» (в него входили авторитетные представители церкви), выступавший за исправление церковных служб, поднятие нравственности в среде духовенства, против проникновения светских начал в жизнь мирян. царь алексей михайлович поддерживал эти устремления. сторонники никона (с 1652 г. патриарх) считали, что исправление богослужебных книг и церковных служб надо проводить по греческим оригиналам. сторонники же протопопа аввакума (одного из активных ревнителей благочестия) хотели в основу исправления положить церковные книги. споры вначале не выходили за рамки узкого круга лиц. когда же никон стал патриархом, были осуществлены реформы, которые к расколуцеркви.
Ну допустим у крестьян была земля, в один ужасный день произошёл пожар и весь урожай сгорел. Они обращались к богатым господам с о некоторой в еде, земле). Тем самым заключая договор, в котором они обязывались отработать ту сумму денег или количество еды которые они взяли работая на хозяина. Работы эти были - обработка земли ( хозяйской), прислуживание , дела по хозяйству ( хозяина). Крестьянам было сложно отрабатывать долг и обрабатывать свои земли, таким образом долги увеличивались и время отработки тянулось. Когда тот кто заключал договор умирал, долг переходил на его родственников. Таким образом - Путь попадания в зависимость - 1.Заключение договора. 2.Зависимость из-за долга. 3.Частичная зависимость 4.Полная зависимость от хозяина.