Борьба за свержение золотоордынского ига стала в xiii-xv вв. главной национальной . восстановление страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения земель. решался вопрос - вокруг какого центра объединятся земли. на лидерство претендовали, прежде всего, тверь и москва. тверское княжество как самостоятельный удел возникло в 1247 г., когда его получил младший брат александра невского - ярослав ярославич. после смерти александра невского ярослав стал великим князем (1263-1272). тверское княжество было тогда сильнейшим на руси. но не ему суждено было возглавить объединительный процесс. в конце хiii - начале xiv в. стремительно возвышается московское княжество. возвышение москвы. москва, которая была до нашествия монголо-татар небольшим пограничным пунктом владимиро-суздальского княжества, в начале xiv в. превращается в важный политический центр того времени. каковы были причины возвышения москвы? москва занимала выгодное центральное положение среди земель. с юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений суздальско-нижегородское и рязанское княжества, с северо-запада - тверское княжество и великий новгород. леса, окружавшие москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. все это вызвало приток населения на земли московского княжества. москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий. через москва-реку и реку ока московское княжество имело выход на волгу, а через притоки волги и систему волоков оно было связано с новгородскими землями. возвышение москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие княжества, но и церковь. александр невский завещал москву младшему сыну даниилу. при нем она стала столицей княжества, самого, , захудалого и незавидного на руси. на рубеже xiii и xiv столетий его территория заметно расширяется: в нее включают коломну (1300 г.) и можайск (1303 г.) с их землями, захваченными полками даниила и его сына юрия. по завешанию князя ивана дмитриевича, бездетного внука невского, к москве переходит переяславское княжество. а юрий данилович московский в первой четверти xiv в. уже ведет борьбу за владимирский престол со своим двоюродным дядей михаилом ярославичем тверским. тот получил ханский ярлык в 1304 г. юрий выступает против михаила и, женившись на сестре ордынского хана, становится владимирским великим князем (1318 схватка за власть не окончена - после казни в орде тверского князя михаила, разгромившего крупный татарский отряд, его сын дмитрий добивается своего: он убивает в орде юрия московского (1325 но и дмитрий гибнет в орде. все эти годы на руси царило, по словам летописей, "смятение" - города и села грабили и выжигали ордынские и свои же отряды. наконец, великим князем владимирским стал александр михайлович, брат казненного в орде дмитрия; московским великим князем - иван данилович, брат тоже казненного московского правителя. в 1327 г. в твери вспыхнуло восстание против ордынского баскака чол-хана началось оно на торгу - татарин отобрал лошадь у местного дьякона, и тот призвал на земляков сбежался народ, зазвучал набат собравшись на вече, тверичи вынесли решение о восстании они со всех сторон бросились на насильников и угнетателей, многих перебили. чол-хан и его приближенные укрылись в княжеском дворце, но его подожгли вместе с ордынцами. немногие оставшиеся в живых бежали в орду. иван данилович тут же поспешил к хану узбеку. вернувшись с татарским войском, огнем и мечом прошел по тверским местам. александр михайлович бежал в псков, потом в литву московский князь получил в награду новгород и кострому. владимир же, нижний новгород и городец хан вручил александру васильевичу, князю суздальскому; лишь после его кончины в 1332 г иван получил, наконец, ярлык на владимирское княжение. став правителем "надо всею землею", иван данилович старательно расширял свои земельные владения - прикупал, захватывал. в орде вел себя смиренно и льстиво, не скупился на подарки ханам и ханшам, князьям и мурзам. собирал и отвозил в орду дани и поборы со всей руси, беспощадно выколачивал их с подданных, подавлял всякую попытку протеста. часть собранного, оседала в его кремлевских подвалах. начиная с него, ярлык на владимирское княжение получали, за недолгими исключениями, московские правители. они возглавляли московско-владимирское княжество, одно из самых обширных государств в восточной европе.
Іконоста́с (іконостав, грец. — образ і місце) — стіна з ікон у храмі східного (візантійського) обряду, яка відокремлює вівтар від центральної частини церкви. Має «царські» та двоє бічних «дияконських» дверей (воріт). Іконостас стоїть на підвищенні — солеї, за «царськими» воротами має завісу.
Символізує межу між небом і землею, оскільки вівтарна частина вважається пам'яткою Христу, конха — небосхилом, амвон — каменем перед гробницею Ісуса.
Ще у Візантії IV–VI століть з'явилися мармурові парапети, що відокремлювали вівтарну частину, в VII столітті вони поступилися місцем темплонам. Однак перегороджувати цілісний інтер'єр храму візантійці вважали недоречним. І тільки у XIV столітті в церквах східних слов'ян виникла багатоярусна стіна з іконами. Колони темплону перетворились у 12 пілястр (символ 12 «стовпів» Церкви — апостолів), поперечні тяги — у тябло (дерев'яний брус вівтарної перегородки для встановлення ікон).
Іконоста́с (іконостав, грец. — образ і місце) — стіна з ікон у храмі східного (візантійського) обряду, яка відокремлює вівтар від центральної частини церкви. Має «царські» та двоє бічних «дияконських» дверей (воріт). Іконостас стоїть на підвищенні — солеї, за «царськими» воротами має завісу.
Символізує межу між небом і землею, оскільки вівтарна частина вважається пам'яткою Христу, конха — небосхилом, амвон — каменем перед гробницею Ісуса.
Ще у Візантії IV–VI століть з'явилися мармурові парапети, що відокремлювали вівтарну частину, в VII столітті вони поступилися місцем темплонам. Однак перегороджувати цілісний інтер'єр храму візантійці вважали недоречним. І тільки у XIV столітті в церквах східних слов'ян виникла багатоярусна стіна з іконами. Колони темплону перетворились у 12 пілястр (символ 12 «стовпів» Церкви — апостолів), поперечні тяги — у тябло (дерев'яний брус вівтарної перегородки для встановлення ікон).