С 3500 г. до н. э. по 2000 г. произошло 14530 войн, и только 292 года люди жили в мире.
Существуют различные объяснения причин милитаристского духа, свойственного человеку и порождающего многочисленные войны.
Одни считают, что, как и у животных, у человека срабатывает программа разделения на «своих» и «чужих». По отношению к последним моральный запрет «не убий» значительно ослабевает.
Существует также теория, согласно которой, чем более сокрушительно от природы вооружение животного (яд, клыки и т. д.), тем сильнее действуют инстинктивные запреты не наносить ущерба ближнему.
Человек и его ближайшие предки были слабо вооружены, поэтому естественная мораль человека была и остается слабой, и в то же время он стал самым вооруженным видом на Земле. Вот это противоречие и является источником бесконечных разрушительных войн.
- Каково ваше отношение к представленным позициям? ответ обоснуйте.
Смелые финикийские купцы не ограничились Средиземным морем, они ходили и в Атлантический океан, за Столпы Геркулесовы. (Так называли в древности Гибралтарский пролив или, собственно, две скалы, возвышающиеся на противоположных берегах. ) По Атлантическому океану они плавали на Британские острова, откуда вывозили олово; думают даже, что они достигали Балтийского моря, откуда с берегов Пруссии привозили янтарь, который древние народы ценили выше золота. Финикийцы ходили также и на юг от Гибраттарско-го пролива вдоль африканских берегов. Есть предположение, что один из египетских фараонов (Нехо) , имея на своей службе финикийских моряков, поручил им объехать всю Африку. Они отправились из Египта по Аравийскому заливу. Когда наступало дождливое время года, мореплаватели выходили на берег, строили себе хнжины, сеяли хлеб и дожидапись, пока он созреет, потом собирали его и плыли дальше. Таким образом, на третий год они благополучно достигли Средиземного моря и возвратились в Египет. Финикийские купцы не желали, чтобы другие по их следам ходили за Гибралтарский пролив, и старались путать их рассказами о страшных бурях, о морских чудовищах и других опасностях, которые будто бы ожидали мореплавателей в океане.
Финикийцы вели также и большую сухопутную торговлю. Она производилась караванами: товары навьючивали на верблюдов, которые потом длинной вереницей совершали переходы по степям. Финикийские торговцы ездили на север, в Армению, где покупали коней и невольников; с востока, из Вавилонии, они привозили шелк и вино; на юге, в Аравии, доставали золото и благовонную смолу, или ладан, который курился во время жертвоприношений. На финикийских мануфактурах выделывались искусные вещи из металлов, слоновой кости и черного дерева; из шерсти и шелка они изготовляли дорогие ткани. Особенно высоко ценились тогда ткани, окрашенные пурпуровой краской, которую финикийцы добывали из улиток особой породы.
Столыпинская реформа была направлена на то, чтобы смягчить старые противоречия в Российской Империи, возникшие в результате противоречивой и неоконченной реформы по отмене крепостного права: крестьяне были освобождены, но без земли, и остались экономически неустроены. Столыпин пытался найти наделить их землей, не отнимая ее у помещиков.
Реформы же НЭПа были направлены на то, чтобы создать новое хозяйство в стране без помещиков. Общее между этими реформами то, что они многое отдавали на откуп рынку: столыпинская реформа переводила сельское хозяйство с феодальных рельс на рыночные, НЭП вводил рынок на месте военного коммунизма.
Результат аграрной реформы Столыпина был малоудовлетворителен: вместо наделения землей большинства крестьян возникла прослойка сельских капиталистов - кулачества. При НЭПе кулаки сохраняли свои позиции, несмотря на неодобрительное отношение Советской власти к ним, и были уничтожены как класс только при коллективизации.