Патриархат (от греч. patér — отец и árcho — управляю, властвую; буквально — отцевластие), наиболее распространённая: форма первобытнообщинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, общественной семье. Переход к П. совершался в ходе значительного развития производительных сил и повышения производительности труда во всех видах первобытнообщинного хозяйства: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие производства обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного производства и ограничение сё труда преимущественно домашней работой. Для П. характерны также счёт родства по отцовской линии (патрилинейность), утеря хозяйственного единства рода при сохранении остальных элементов общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокальный брак) и образование больших патриархальных семей. В дальнейшем патриархальные отношения ещё более укрепились в связи с ростом имущественной дифференциации, возникновением патриархального рабства и зарождением деления общества на классы.
Вопрос о месте П. в истории общества в течение многих веков был предметом дискуссии. Широкое распространение получила теория об изначальной патриархальности человеческого общества. Сторонниками такого взгляда в античное время были Платон и Аристотель, в средние века этот взгляд господствовал, в 19 в. его защищал Г. Мэн. В 1860—70-х гг. сначала И. Бахофен, а затем Л. Г. Морган опровергли идею об изначальности П. Взгляды Моргана в основных чертах были поддержаны и развиты Ф. Энгельсом; они приняты большинством советских учёных. Но и в 20 в. значительная часть буржуазных этнографов придерживается теории исконности П.
Первобытно-общинный строй, также общинно-родовой[1], первобытно-коммунистический[1], — исторически первая в ряду общественно-экономических формаций, выделяемых в марксистской философии истории. Первобытное общество характеризуется минимальным (но постоянно повышающимся с течением времени) уровнем развития производительных сил, которому соответствуют производственные отношения так называемого первобытного коммунизма и бесклассовое общество[2].
В современной теории государства и права первобытнообщинный строй рассматривается как форма негосударственной организации общества; этап, через который все народы мира[3].
Первобытная эпоха — самый ранний и наиболее продолжительный отрезок истории человечества, простирающийся «от выделения человека из мира животных до возникновения классового общества»[2]. В зависимости от локальных условий на смену первобытнообщинному строю приходит одна из классовых формаций — азиатский производства, рабовладельческий, феодальный и т. п. строй вплоть до социалистического. Некоторые исследователи также выделяют раннеклассовое общество.
Патриархат (от греч. patér — отец и árcho — управляю, властвую; буквально — отцевластие), наиболее распространённая: форма первобытнообщинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, общественной семье. Переход к П. совершался в ходе значительного развития производительных сил и повышения производительности труда во всех видах первобытнообщинного хозяйства: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие производства обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного производства и ограничение сё труда преимущественно домашней работой. Для П. характерны также счёт родства по отцовской линии (патрилинейность), утеря хозяйственного единства рода при сохранении остальных элементов общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокальный брак) и образование больших патриархальных семей. В дальнейшем патриархальные отношения ещё более укрепились в связи с ростом имущественной дифференциации, возникновением патриархального рабства и зарождением деления общества на классы.
Вопрос о месте П. в истории общества в течение многих веков был предметом дискуссии. Широкое распространение получила теория об изначальной патриархальности человеческого общества. Сторонниками такого взгляда в античное время были Платон и Аристотель, в средние века этот взгляд господствовал, в 19 в. его защищал Г. Мэн. В 1860—70-х гг. сначала И. Бахофен, а затем Л. Г. Морган опровергли идею об изначальности П. Взгляды Моргана в основных чертах были поддержаны и развиты Ф. Энгельсом; они приняты большинством советских учёных. Но и в 20 в. значительная часть буржуазных этнографов придерживается теории исконности П.
Первобытно-общинный строй, также общинно-родовой[1], первобытно-коммунистический[1], — исторически первая в ряду общественно-экономических формаций, выделяемых в марксистской философии истории. Первобытное общество характеризуется минимальным (но постоянно повышающимся с течением времени) уровнем развития производительных сил, которому соответствуют производственные отношения так называемого первобытного коммунизма и бесклассовое общество[2].
В современной теории государства и права первобытнообщинный строй рассматривается как форма негосударственной организации общества; этап, через который все народы мира[3].
Первобытная эпоха — самый ранний и наиболее продолжительный отрезок истории человечества, простирающийся «от выделения человека из мира животных до возникновения классового общества»[2]. В зависимости от локальных условий на смену первобытнообщинному строю приходит одна из классовых формаций — азиатский производства, рабовладельческий, феодальный и т. п. строй вплоть до социалистического. Некоторые исследователи также выделяют раннеклассовое общество.