С ИСТОРИЕЙ ЕКАТЕРИНА II.
1) Охарактеризуйте представления Екатерины II о праве и законности. Укажите юридические термины, суть которых сформулирована в процитированных строках «Наказа».
2) Во Какую систему государственной власти Екатерина II считала идеальной для России? Кто из известных вам французских предпочитал подобную систему? Почему в ряде европейских столиц, в том числе во Франции, рас Наказа» было запрещено? Что побудило Н.И. Панина сказать о «Наказе»: «Аксиомы опрокинуть стены»?
ИЗ «НАКАЗА» ЕКАТЕРИНЫ II:
«Цель власти не в том, «чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра».
Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить. Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с толь великого государства. Вольность есть право все то делать, что законы позволяют. Нету ничего опаснее, как захотеть на все сделать регламенты. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам. Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского и законы его не могут лишить защиты прежде, нежели доказано будет, что он нарушил оные. Человек, бывший под стражею и потом оправдавшийся, не должен через то подлежать никакому безчестию. Приложить должно более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух их в уныние казнями. Приговоры судей должны быть народу ведомы, как и доказательства преступлений, чтобы всяк из граждан мог сказать, что он живет под защитою закона. Самое надлежащее обуздание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди доподлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан. Законы суть особенныя и точныя установления законоположника, а нравы и обычаи суть установления всего вообще народа. Когда надобно сделать перемену в народе великую к великому онаго добру, надлежит законами то исправлять, что учреждено законами, и то переменять обычаями, что обычаями введено. Весьма худая та политика, которая переделывает то законами, что надлежит переменять обычаями»
2.Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.
3.Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит убытки. Если ему нечем платить, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.
1. Правильное. Одни плюсы.
2. Не только руку ему и горову надо отрубить. В этом я вижу минус. Хаммурапи недосмотрел.
3. Мудрое решение. Тоже одни плюсы.
Общий вывод - неплохо. Правда кое где - слишком мягкие наказания. Надо было доработать. И применять сейчас. Самое время.
На тихую улочку в центре Иркутска в старинную усадьбу приезжают люди со всего света, чтобы узнать о судьбах «государственных преступников», отбывавших ссылку в Сибири за участие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Это усадьба декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского. Совсем рядом, на соседней улице усадьба декабриста князя Сергея Петровича Трубецкого. Обе усадьбы входят в состав историко-мемориального комплекса «Декабристы в Сибири».
ВОСПИТАНИЕ ИРКУТСКА
Иркутская колония была одной из самых многочисленных: в Урике проживали семьи Волконских, Муравьевых, Лунин, Вольф, Панов, в Усть-Куде - братья Поджио и Муханов, в Оеке Трубецкие и Вадковский, в Бельске Анненковы и Громницкий, в Олонках Раевский, в Мало-Разводной - Юшневские, братья Борисовы, Якубович и Муравьев, в Смоленщине - Бесчаснов.
Из декабристов первым иркутянином стал Муравьев. Приговоренный к ссылке в Сибирь без лишения чинов и дворянства, он был назначен сначала городничим в Верхнеудинск, а в 1828 г. переведен в Иркутск. Под его руководством центр города был благоустроен, положены тесовые тротуары, на набережной Ангары заведены «московские гулянья в экипажах вокруг качелей», а порядок, обеспеченный полицией, которую возглавлял ссыльный городничий, отмечался даже в жандармских донесениях. Его дом на площади стал центром культурной жизни города. Здесь проводились музыкальные вечера, вечера поэзии и читались лекции.
Жизнь декабристов определялась многочисленными инструкциями. Им запрещалось отлучаться из мест поселения без разрешения начальства далее чем на 30 верст; вся переписка с родственниками должна была вестись через канцелярию генерал-губернатора и III Отделение; «дабы с избыточным богатством» они «не позабыли о вине своей», строго регламентировались занятия любыми промыслами и отвергались те, которые могли обеспечить их материальную независимость. За редким исключением «государственным преступникам» запрещалось вступать в государственную службу, а также заниматься общественно-значимыми видами деятельности, например, педагогикой. Однако большинство из них разделяли мнение Лунина, утверждавшего: «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили».
Раевский не только открыл в селе Олонки школу для детей и взрослых, но на свои деньги пригласил учителя и выписал учебные пособия, предложил использовать свой дом в Тихвинском приходе Иркутская для занятий учебного заведения для девочек – Сиропитательного дома Медведниковой. Частной педагогической деятельностью занимались Борисов, Юшневский и Поджио.
В 1836 г. по представлению генерал-губернатора Броневского «ввиду недостатка в крае медицинских чиновников» была разрешена врачебная практика Вольфу. Доверие к ссыльному доктору было столь велико, что к его услугам прибегали и представители «иркутского бомонда» - богатые купцы, чиновники и даже губернатор. Оказывал медицинскую нуждающимся и Муравьев: бывший гусарский полковник оказался «успешливым зубодером». А Мария Волконская и Екатерина Трубецкая почти с каждой посылкой получали лекарства для раздачи больным односельчанам.
Большое влияние оказали «государственные преступники» и на развитие культуры в Сибири. Именно с появлением здесь этих высокообразованных людей у сибирской молодежи появилась «тяга к учебе» и «стремление в университеты». Вошли в моду чтение, подписка на газеты и журналы, устройство литературных и музыкальных вечеров, посещение театра. В доме Волконских репетировали и ставили спектакли. С открытием в Иркутске театра его постоянными зрителями стали семьи Трубецких и Волконских.