Единое русское государство возникло одновременно со сбросом монгольского ига. Монгольское нашествие не отделило Русь от Европы, напротив, Куликовская битва была победой европейской военной технологии над Азией. Среди стран, имевших выход к Балтийскому морю, Русь значительно превосходила остальных в выпуске щитов, пластинчатых доспехов, шпор и высоких остроконечных шлемов. Есть свидетельства в пользу того, что русские бригандины, шлемы, кожаные оплечья и щиты экспортировались в Скандинавию, Польшу, Венгрию и на земли Тевтонского ордена. В значительной степени русский экспорт определял единообразие в экипировке стран балтийского региона. Аналогичное единообразие наблюдалось и в плане осадных катапульт, арбалетов и пушек, а также в принципах постройки каменных укреплений.
Различия между религиозными представлениями патрициев и плебеев были весьма значительными. В обрядах, связанных с основанием города, в праздниках в честь древнейших римских божеств принимали участие только патриции. Ими же почитались такие абстрактные божества, как Честь, Верность, Победа, Согласие. У плебеев была своя триада богов плодородия: Церера, Либер и Либера. На Авентинском холме они почитали италийскую богиню Диану, священные рощи которой находились в местах их первоначального обитания — в землях Ариции, Тускуле, Анагнии, Тибуре. Ещё одним плебейским божеством была Фортуна, культ которой был засвидетельствован и за пределами Рима. Храм Фортуны в Риме, на Бычьем рынке, основал покровитель плебеев — шестой римский царь Сервий Туллий. В этом храме стояла деревянная статуя богини, что было нехарактерно для римско-италийской религии. Не допускаемые к культу патрицианских богов, к ауспициям (гаданиям) , без которых нельзя было начать какого-либо государственного дела, плебеи тем самым исключались из общественно-политической жизни.
У плебеев была своя триада богов плодородия: Церера, Либер и Либера. На Авентинском холме они почитали италийскую богиню Диану, священные рощи которой находились в местах их первоначального обитания — в землях Ариции, Тускуле, Анагнии, Тибуре. Ещё одним плебейским божеством была Фортуна, культ которой был засвидетельствован и за пределами Рима. Храм Фортуны в Риме, на Бычьем рынке, основал покровитель плебеев — шестой римский царь Сервий Туллий. В этом храме стояла деревянная статуя богини, что было нехарактерно для римско-италийской религии. Не допускаемые к культу патрицианских богов, к ауспициям (гаданиям) , без которых нельзя было начать какого-либо государственного дела, плебеи тем самым исключались из общественно-политической жизни.