Закон - одна из наиболее важных составляющих общества. Право создал человек, чтобы регулировать общество, сделать его более справедливым. Без закона люди могли бы принимать решения, основываясь только на своих принципах - если нет наказания и ответственности, можно украсть, убить, и никаких последствий для человека не будет.
Право играет важную роль в моей жизни. Мы живем в квартире, которую у нас никто не может отнять благодаря законам. Без соответствующих законов ничего не помешало бы любому человеку силой лишить нас жилья. Мы можем без страха ходить по улицам города именно благодаря законам. Наконец, я получаю бесплатное образование в школе благодаря соответствующему закону. Право также защищает базовые права каждого человека – права на свободу мысли и религии – это позволяет людям иметь разные убеждения и мировоззрения, не боясь преследования.
По моему мнению, если бы прав и законов не было, общество не смогло бы нормально функционировать. Право обеспечивает безопасность и уверенность в завтрашнем дне, позволяет людям строить долго планы.
Вассалитет как базовый принцип социальной и ментальной структуры адыгского феодализма является для нас ключом к пониманию характера данной эпохи в истории Черкесии. Далеко не случаен тот факт, что целый ряд крупных европейских обозревателей Черкесии считали феодальный строй этой страны схожим с западноевропейским. У Джорджио Интериано (1500) читаем: «Есть среди них знатные и вассалы, и сервы, или рабы»1. У П.-С. Палласа содержится точное сравнение: «Это (черкесское дворянство – С. Х.) род рыцарей, которые поддерживают между собой и в отношении подданных настоящую феодальную систему, подобную той, которую немецкое рыцарство ввело раньше в Пруссию и Лифляндию»2. У Фредерика Дюбуа де Монперэ: «Нынешнее состояние Черкесии вызывает у нас в памяти представление о цивилизации времен первых королей в Германии и Франции. Это образец феодальной, рыцарской, средневековой аристократии»3. Черкесский вассалитет признавал право основать собственный аристократический дом как за уорками, так и за незнатными, но свободными членами общества, т. е. за тфокотлями. Якоб Рейнеггс, уроженец Саксонии, длительное время проживший в Грузии и часто бывавший в Кабарде, отмечал это фундаментальное право адыгского вассалитета: «Каждый дворянин зависит от своего наследственного князя, однако князь не может ничего делать с его рабами, крепостными или имуществом. Также мало осмеливается дворянин прикасаться к собственности своих крепостных, к его рабам, стадам, рогатому скоту или лошадям, или же присвоить себе на них малейшее право. Князь и дворянин не могут требовать от своих крепостных ничего, кроме оброка, и ни один крепостной не может быть стеснен в увеличении своего имущества, а еще менее быть проданным, битым или истязаемым. Что касается рабов, то все зависит от доброй воли его господина, но не было примера, чтобы с ним обращались жестоко или бесчеловечно, если он не провинился каким-либо образом»4. Здесь под крепостными явно имеются в виду тфокотли, что говорит либо о неправильности перевода, либо об упрощенной структуре адыгского общества. Но главное подмечено исключительно точно: существование правового и имущественного суверенитета личности в рамках адыгского вассалитета.
Закон - одна из наиболее важных составляющих общества. Право создал человек, чтобы регулировать общество, сделать его более справедливым. Без закона люди могли бы принимать решения, основываясь только на своих принципах - если нет наказания и ответственности, можно украсть, убить, и никаких последствий для человека не будет.
Право играет важную роль в моей жизни. Мы живем в квартире, которую у нас никто не может отнять благодаря законам. Без соответствующих законов ничего не помешало бы любому человеку силой лишить нас жилья. Мы можем без страха ходить по улицам города именно благодаря законам. Наконец, я получаю бесплатное образование в школе благодаря соответствующему закону. Право также защищает базовые права каждого человека – права на свободу мысли и религии – это позволяет людям иметь разные убеждения и мировоззрения, не боясь преследования.
По моему мнению, если бы прав и законов не было, общество не смогло бы нормально функционировать. Право обеспечивает безопасность и уверенность в завтрашнем дне, позволяет людям строить долго планы.
Вассалитет как базовый принцип социальной и ментальной структуры адыгского феодализма является для нас ключом к пониманию характера данной эпохи в истории Черкесии. Далеко не случаен тот факт, что целый ряд крупных европейских обозревателей Черкесии считали феодальный строй этой страны схожим с западноевропейским. У Джорджио Интериано (1500) читаем: «Есть среди них знатные и вассалы, и сервы, или рабы»1. У П.-С. Палласа содержится точное сравнение: «Это (черкесское дворянство – С. Х.) род рыцарей, которые поддерживают между собой и в отношении подданных настоящую феодальную систему, подобную той, которую немецкое рыцарство ввело раньше в Пруссию и Лифляндию»2. У Фредерика Дюбуа де Монперэ: «Нынешнее состояние Черкесии вызывает у нас в памяти представление о цивилизации времен первых королей в Германии и Франции. Это образец феодальной, рыцарской, средневековой аристократии»3.
Черкесский вассалитет признавал право основать собственный аристократический дом как за уорками, так и за незнатными, но свободными членами общества, т. е. за тфокотлями. Якоб Рейнеггс, уроженец Саксонии, длительное время проживший в Грузии и часто бывавший в Кабарде, отмечал это фундаментальное право адыгского вассалитета: «Каждый дворянин зависит от своего наследственного князя, однако князь не может ничего делать с его рабами, крепостными или имуществом. Также мало осмеливается дворянин прикасаться к собственности своих крепостных, к его рабам, стадам, рогатому скоту или лошадям, или же присвоить себе на них малейшее право. Князь и дворянин не могут требовать от своих крепостных ничего, кроме оброка, и ни один крепостной не может быть стеснен в увеличении своего имущества, а еще менее быть проданным, битым или истязаемым. Что касается рабов, то все зависит от доброй воли его господина, но не было примера, чтобы с ним обращались жестоко или бесчеловечно, если он не провинился каким-либо образом»4. Здесь под крепостными явно имеются в виду тфокотли, что говорит либо о неправильности перевода, либо об упрощенной структуре адыгского общества. Но главное подмечено исключительно точно: существование правового и имущественного суверенитета личности в рамках адыгского вассалитета.