- с какой целью проводились - как часто,сколько длились по времени - какие состязания проводились - кто мог в них участвовать - другие особенности Древнегреческих Олимпийских игр
Олимпийские игры представляли собой смесь спортивных и музыкально-поэтических состязаний, религиозного праздника и торговой ярмарки. На них собиралось около 40–60 человек из разных полисов — огромное количество по греческим меркам. Здесь торговали, читали стихи, пили, ели. На игры допускались все слои населения Древней Греции. Но состязались в играх, безусловно, только граждане греческих полисов. В более позднее (эллинистическое и римское) время в состязаниях принимали участие не только этнические греки, а все, кто отождествлял себя с греческой культурой, говорил на греческом языке. Греки превозносили телесную красоту, поэтому спортивные состязания играли важную роль в Древней Греции. В каждом полисе был гимнасий — специальное место, где юноши готовились к спортивным играм. Там же обучались эфебы — юноши призывного возраста.
Первой спортивной дисциплиной был бег на разные дистанции: один стадий, два стадия, длинные забеги от 7 до 24 стадиев и так далее. Стадий — это греческая мера длины. Дело в том, что Олимпийские игры были посвящены не только Зевсу, но и его сыну Гераклу, известному своей мощью и высоким ростом. Согласно мифам, его рост составлял около 192 метров. Отсюда возникает первая спортивная дисциплина — двухсотметровка. Она имела ритуальный характер: спортсмен должен был добежать до храма Зевса и возжечь ритуальный огонь. Бежали они с факелами или без них, мы точно не знаем.
На общегреческих Олимпийских играх не было материальных наград. Каждый победитель Олимпийских игр (олимпионик) получал венок из оливкового дерева и всеобщий почет. Выше олимпиоников были только те спортсмены, которые победили во всех четырех общегреческих играх: Олимпийских, Пифийских, Истмийских и Немейских. Таких спортсменов называли периодониками.
Победитель Олимпийских игр пользовался высочайшим престижем. Возвращаясь в родной город, он пожизненно мог занимать почетные должности и бесплатно питаться в специальных общественных учреждениях — пританеях. Если олимпионика захватывали в плен во время войны, враги не могли его казнить и должны были отпустить, чтобы не навлечь гнев богов. Победитель игр был один: никаких вторых, третьих мест не существовало, утешительных призов в Греции не было. Остальные участники игр покрывались позором. На тех, кто не мог избежать позора и тайно бежал, налагался большой штраф.
Нередко во время Олимпийских игр спортсмены погибали. Были случаи, когда победителями объявлялись погибшие, особенно в боксе и панкратии. Если в последнем бою спортсмен погибал, а противник нарушил правила, победа доставалась погибшему спортсмену.
В части греческих полисов, особенно в дорийских, в спортивных состязаниях могли участвовать незамужние девушки. Такие состязания были посвящены богине Гере, жене Зевса, и имели цель подготовить девушек к замужеству и деторождению. Они проводились и в самой Олимпии перед Олимпийскими играми. Однако в самих Олимпийских играх женщины участвовать не могли из-за принципа олимпийской наготы. Первоначально спортсмены соревновались в набедренных повязках, но потом (есть разные точки зрения, историк Фукидид пишет, что незадолго до его времени, то есть в VI веке до нашей эры) начали состязаться обнаженными.
Было одно интересное исключение: конные бега на колесницах, где победителем провозглашался не возница, а владелец упряжки. Владельцами упряжек могли быть и женщины, а соответственно, они могли быть и победителями Олимпийских игр.
Олимпийские игры представляли собой смесь спортивных и музыкально-поэтических состязаний, религиозного праздника и торговой ярмарки. На них собиралось около 40–60 человек из разных полисов — огромное количество по греческим меркам. Здесь торговали, читали стихи, пили, ели. На игры допускались все слои населения Древней Греции. Но состязались в играх, безусловно, только граждане греческих полисов. В более позднее (эллинистическое и римское) время в состязаниях принимали участие не только этнические греки, а все, кто отождествлял себя с греческой культурой, говорил на греческом языке. Греки превозносили телесную красоту, поэтому спортивные состязания играли важную роль в Древней Греции. В каждом полисе был гимнасий — специальное место, где юноши готовились к спортивным играм. Там же обучались эфебы — юноши призывного возраста.
Первой спортивной дисциплиной был бег на разные дистанции: один стадий, два стадия, длинные забеги от 7 до 24 стадиев и так далее. Стадий — это греческая мера длины. Дело в том, что Олимпийские игры были посвящены не только Зевсу, но и его сыну Гераклу, известному своей мощью и высоким ростом. Согласно мифам, его рост составлял около 192 метров. Отсюда возникает первая спортивная дисциплина — двухсотметровка. Она имела ритуальный характер: спортсмен должен был добежать до храма Зевса и возжечь ритуальный огонь. Бежали они с факелами или без них, мы точно не знаем.
На общегреческих Олимпийских играх не было материальных наград. Каждый победитель Олимпийских игр (олимпионик) получал венок из оливкового дерева и всеобщий почет. Выше олимпиоников были только те спортсмены, которые победили во всех четырех общегреческих играх: Олимпийских, Пифийских, Истмийских и Немейских. Таких спортсменов называли периодониками.
Победитель Олимпийских игр пользовался высочайшим престижем. Возвращаясь в родной город, он пожизненно мог занимать почетные должности и бесплатно питаться в специальных общественных учреждениях — пританеях. Если олимпионика захватывали в плен во время войны, враги не могли его казнить и должны были отпустить, чтобы не навлечь гнев богов. Победитель игр был один: никаких вторых, третьих мест не существовало, утешительных призов в Греции не было. Остальные участники игр покрывались позором. На тех, кто не мог избежать позора и тайно бежал, налагался большой штраф.
Нередко во время Олимпийских игр спортсмены погибали. Были случаи, когда победителями объявлялись погибшие, особенно в боксе и панкратии. Если в последнем бою спортсмен погибал, а противник нарушил правила, победа доставалась погибшему спортсмену.
В части греческих полисов, особенно в дорийских, в спортивных состязаниях могли участвовать незамужние девушки. Такие состязания были посвящены богине Гере, жене Зевса, и имели цель подготовить девушек к замужеству и деторождению. Они проводились и в самой Олимпии перед Олимпийскими играми. Однако в самих Олимпийских играх женщины участвовать не могли из-за принципа олимпийской наготы. Первоначально спортсмены соревновались в набедренных повязках, но потом (есть разные точки зрения, историк Фукидид пишет, что незадолго до его времени, то есть в VI веке до нашей эры) начали состязаться обнаженными.
Было одно интересное исключение: конные бега на колесницах, где победителем провозглашался не возница, а владелец упряжки. Владельцами упряжек могли быть и женщины, а соответственно, они могли быть и победителями Олимпийских игр.