В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
pupsik101010
pupsik101010
08.06.2021 20:28 •  История

С конца XV века в Европе началась формирование нового социального класса * Плебеи
Рабы
Буржуазии
Рабочие
Патриции
помните ​

Показать ответ
Ответ:
oroz9898
oroz9898
16.02.2022 01:25

Объяснение:

Усуни создали одно из ранних государств на территории Казахстана и считаются одним из значительных этнополитических объединений в Центральной Азии в древности.. Восточные пределы усуней проходили через район Бешбалыка в Восточном Туркестане. На западе границы усуньских владений проходили по рр. Чу и Талас, вплоть до восточных склонов Каратау. Центром усуньских владений была Илийская долина. Памятники усуньской культуры распространены на территории Жетысу, Ферганы (частично) и, северной части Восточного Туркестана.

Китайские источники об усунях и в целом по древней истории Казахстана введены в науку благодаря работам И.Я. Бичурина. Крупным синологическим трудом ученого стало «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» [1]. Оно является и самой большой по объёму его работой, причём как по количеству использованных документальных источников, так и по масштабу освещения исторических проблем и по полноте переводов китайских текстов. В данном труде собраны многие повествования китайских ученых об усунях по расположению, по государственному и общественному строях, по внешней и внутренней политике усунских племен. Как повествуют китайские хроники: «Усунь лежит почти в 2000 ли от Давани (около 1000 км от Ферганы) на северо-восток. Это кочевое владение, коего жители переходят за скотом с места на место, в обыкновениях сходствуют с хуннами. Усуни имеют несколько десятков тысяч войск, отважных в сражениях. Усуньцы прежде были под зависимостью хуннов, но когда усилились, то собрали своих вассалов и отказались от поездок в орду хуннов» [1, с. 150].

0,0(0 оценок)
Ответ:
mockingbird12
mockingbird12
28.09.2020 10:32

ПИСЬМЕННОЕ НАСЛЕДИЕ

Наряду с устным народным творчеством на территории Казахстана бытовала письменная литература в виде поэзии. К великому сожалению, волны завоеваний, прокатывавшиеся по евразийскому поясу, уничтожали культурные ценности, обрекая людей на историческое беспамятство. Уцелевшие рукописи были утеряны временем, и теперь о бытовавшей в письменности можно судить только по “каменным книгам”.

   Сохранившиеся памятники пиктографического картинно-синкретического письма, идеограмм, древнетюркской рунической письменности требуют досконального изучения.

Китайский путешественник Чжан Цянь, проживший в общей сложности 13 лет (140-127 гг. до н.э.) среди усуней, кангюй-кангаров и других племен, сообщает, что у них была своя письменность. В районах, указанных путешественником, впоследствии выявлено 15 памятников, известных в науке как “таласские руны”. Один из них, т. н. “Таласский камень”, относящийся к V-VII вв., был открыт в 1896 году В.А. Каллауром. Надпись на камне гласит: “Имя его - Чур, от вас тридцать огланов (сыновей), от выгод и благ (мира) он отделился (т. е. умер) ... жена вдовой осталась” (перевод С.Е. Малова).

В VII-VIII веках усунями была создана эпическая поэма об Окуз-кагане, подлинник которой, по-видимому, был уничтожен в 812-814 годах, о чем свидетельствует факт сожжения древнетюркских книг по приказу предводителя арабских завоевателей Кутайбе. Последняя редакция рукописи была составлена в ХI-ХII веках и хранится в фондах Парижской национальной библиотеки.

После принятия мусульманства в Казахстане распространяется арабская письменность. Находки такой письменности на черепках глиняной посуды в виде изречений из Корана, благопожелательных надписей на керамических и бронзовых сосудах были сделаны при раскопках средневековых городов. Этот период совпал с деятельностью выдающегося ученого-энциклопедиста Абу Наср аль-Фараби, родившегося в округе Фараб-Отрар. Первоначальное образование он получил в городе Отраре, славившемся тогда как центр науки и культуры, по некоторым данным, на кыпчакском языке (один из диалектов древнетюркского). Словари этого языка “Китаб ат Тухва аз Закия фи-лугат-ат Туркия”, “Китаб Булгат Аль-Муштах фалугат ат-Турк-з-Ал-Кыпчак”, “Кодекс Куманикус” сохранились до наших дней. Некоторые кыпчакские источники, написанные армянским алфавитом, хранятся в хранилище древних рукописей “Матенадаран” (Армения).

Аль-Фараби написаны трактаты (рисала) по правописанию, каллиграфии, стихосложению, риторике, великолепные философские стихи (рубаи). Его знаменитый “Большой трактат о музыке” переведен на многие языки мира.

Из той же тюркско-кыпчакской среды вышла целая плеяда поэтов, писателей, ученых-историков - Юсуф Баласугуни, Жемаль аль-Туркестани, Шамси Тарази, Ахмет аль-Югнаки, Ходжа Ахмет Ясави, Кадыргали Джалаири, Хайдар Дулати и другие. Поэма Юсуфа Баласугуни “Кутадгу Билик” (“Основа благоденствия - знание”) является философским трактатом о политике, государственном управлении, военном искусстве.

Одним из выдающихся памятников позднесредневековой литературы является книга “Тарихи Рашиди” Хайдара Дулати (1500-1551), в которой с исчерпывающей полнотой рассказывается о происхождении казахов, об их первых шагах на мировой арене.

Объяснение:

может здесь найдешь что нужно

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: История
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота